Много нового внес в живопись Иван Никитин (1688-1741), один из основоположников русской реалистической портретной живописи. Он родился в семье священника, служившего в одной из церквей на Тверской. Очевидно, здесь и прошли детские годы художника. Никитин был разносторонне одаренной натурой. Он обладал хорошим голосом и в юные годы состоял в царском походном хору, где не только пел, но и обучал молодых певчих. Отличаясь большой любознательностью, Никитин изучал латынь и «циферное исчисление», т. е. математику, которую он впоследствии преподавал некоторое время «в школе артилерной» при Пушечном дворе в Москве (находился на месте Ярославского вокзала). Никитин хорошо копировал гравюры и рисовал портреты знакомых. Петр I обратил внимание на пытливого юношу и в 1716 г. направил его для усовершенствования за границу, назначив старшим над другими пансионерами. Встретившись за границей с «живописцем Иваном», Петр пожелал, чтобы тот написал ряд портретов, «дабы знали, что есть и из нашево народа добрые мастеры!». Петр I высоко ценил художника; в документах он официально именуется: «двора его величества персонных (т. е. портретных) дел мастер». В своих работах Никитин умел передать характер человека и его внутреннюю жизнь. Особенно выделяются по психологической характеристике выполненные Никитиным портреты «Напольного гетмана» и крупного дипломата петровской эпохи, графа Г. И. Головкина. Неоднократно художник писал и самого Петра. Ему же выпала печальная честь запечатлеть своего покровителя на смертном одре. Через несколько лет после смерти Петра Никитин переселился в Москву. Владение, принадлежавшее ему, занимало часть территории нынешнего дома № 3 по улице Тверской. Дом Никитина привлекал внимание москвичей. Здесь было много картин, в том числе портреты Петра I; имелась библ. Во втором эт. находилась «штудия» художника, окно которой было украшено живописью. Трагична дальнейшая судьба этого выдающегося самородка. В царствование Анны Ивановны, в 1732 г., обнаруживается его связь с кругами московской оппозиции, и художника заключают в Петропавловскую крепость. В 1737 г. последовал указ: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно под караулом». В 1741 г. дело Никитина было пересмотрено, и ему разрешили вернуться в Москву. Однако здоровье художника было уже настолько подорвано, что он скончался, не доехав до родного города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий