Иосиф Ловейко (1906–1996) архитектор и градостроитель, главный архитектор Москвы, мастер комплексной застройки города, родился в селе Прохоры Приморского края.
Крестьянское детство, ремесленное училище, рабфак во Владивостоке – вот начало образовательного пути будущего мэтра советской архитектуры. На рабфаке молодой Иосиф Ловейко оформлял стенгазеты, учебные пособия, рисовал портреты писателей для кабинета литературы. Из Владивостока способный юноша был направлен в Москву на учебу во ВХУТЕМАС. Его наставниками были К. Мельников, В. Кринский, братья Веснины. Своим учителем Иосиф Игнатьевич считал А. А. Веснина, под руководством которого выполнял свой дипломный проект. В 1931 году Ловейко получает диплом и начинает работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР, а затем в архитектурно-проектных мастерских Моссовета (будущий Моспроект), с которым будет связан всю жизнь. Для архитекторов 30-х годов прошлого столетия участие в конкурсах составляло значительную часть их творческой жизни. И уже первые конкурсные работы И. И. Ловейко замечены – конкурсный проект здания Наркомтяжа на Красной площади, отличавшийся смелой масштабностью решения получил признание. Все творчество Ловейко – за исключением немногих работ – связано с Москвой. Он участвовал буквально во всех крупных архитектурно-строительных проектах в столице. Его первые самостоятельные работы связаны с реконструкцией Москвы, развернувшейся в начале 30-х годов. В это время жизнь сталкивает Ловейко с одним из интересных мастеров советской архитектуры – Даниилом Федоровичем Фридманом. Работая под его руководством, Иосиф Игнатьевич выполняет ряд проектов, в том числе оформление наружного павильона станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») выразительными монументальными входными арками. В 1935 году И. И. Ловейко принимает участие в составлении Генерального плана Москвы, а также в проектировании и строительстве крупных жилых домов, отличавшихся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями. Молодой, но уже признанный архитектор с группой своих единомышленников принимает активное участие в создании масштабных ансамблей при застройке Котельнической и Гончарной набережных (1934–1938). Все это вписывалось в концепцию генерального плана: в Москве каждый квартал, каждый отрезок ул., вся улица, площадь будут оформляться как ансамбль, и город – как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению. Во время ВОВ Ловейко участвует в создании оборонительных сооружений на ближних подступах к Москве, проектирует для города специальные сооружения. Продолжая работать в архитектурно-проектных мастерских Моссовета, он с 1946 года занимает должность руководителя мастерской. В 1944 году Ловейко начинает разработку проекта административного здания, которое должно было занять большой участок между улицами Герцена, Огарева и Белинского. В этом масштабном проекте были активно использованы образцы русского классицизма с утяжеленным, порой перегруженным ордерным декором. В этом же стиле уже в послевоенное время была спроектирована и построена под руководством Ловейко и гостиница «Советская» на Ленинградском просп.е. Кроме того, Ловейко участвовал в разработке типа высотных зданий, используя характерную для них масштабность, вертикализм, ритмику членения фасадов. Это активно применялось при застройке просп. Мира, где за три года (1952–1955гг.) был построен целый ансамбль крупноблочных 10-, 12-, 14-эт.ных домов (№ 99–103, 118–122). С середины 1950-х гг. в течение 30 лет под руководством И. И. Ловейко осуществлялись масштабные градостроительные работы: проект застройки радиальной магистрали Каляевская улица (ныне Долгоруковская улица) – Дмитровское ш. крупноблочными жилыми домами; оформление площадей у станции метро «Новослободская» и у Савеловского вокзала. В 1955 году становится главным архитектором Москвы. Под его руководством многочисленный отряд московских зодчих продолжает развивать градостроительную концепцию разрастающейся столицы. Жилые массивы, которые активно создаются в конце 50-х–начале 60-х годов прошлого века на бывших окраинах Москвы – это решение проблемы массового жилища с применением типизации и индустриализации в развитии советской архитектуры. Под руководством и при участии Ловейко были созданы такие жилые массивы, как Дегунино (1962–1972гг.) ; Бибирево (1975–1978гг.) с регулярной «строчной» и фронтальной застройкой вдоль улиц; Лианозово (1975–1978 гг.) с применением сгруппированных микрор-нов с точечным расположением внутри них жилых домов. По проектам Ловейко возведено неск. крупных общественных сооружений, отличающихся особым лаконизмом, лапидарной пластической выразительностью: кинотеатр «Ереван» (1970 г.), Центр музыкальной культуры (1968–1979 гг.) и другие. Член-корреспондент Академии художеств, Народный архитектор СССР, автор 80 основных проектов и построек и более сорока статей и научных трудов, Иосиф Игнатьевич Ловейко обладал ярко выраженным талантом зодчего и оставил весомый след в архитектуре.
Крестьянское детство, ремесленное училище, рабфак во Владивостоке – вот начало образовательного пути будущего мэтра советской архитектуры. На рабфаке молодой Иосиф Ловейко оформлял стенгазеты, учебные пособия, рисовал портреты писателей для кабинета литературы. Из Владивостока способный юноша был направлен в Москву на учебу во ВХУТЕМАС. Его наставниками были К. Мельников, В. Кринский, братья Веснины. Своим учителем Иосиф Игнатьевич считал А. А. Веснина, под руководством которого выполнял свой дипломный проект. В 1931 году Ловейко получает диплом и начинает работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР, а затем в архитектурно-проектных мастерских Моссовета (будущий Моспроект), с которым будет связан всю жизнь. Для архитекторов 30-х годов прошлого столетия участие в конкурсах составляло значительную часть их творческой жизни. И уже первые конкурсные работы И. И. Ловейко замечены – конкурсный проект здания Наркомтяжа на Красной площади, отличавшийся смелой масштабностью решения получил признание. Все творчество Ловейко – за исключением немногих работ – связано с Москвой. Он участвовал буквально во всех крупных архитектурно-строительных проектах в столице. Его первые самостоятельные работы связаны с реконструкцией Москвы, развернувшейся в начале 30-х годов. В это время жизнь сталкивает Ловейко с одним из интересных мастеров советской архитектуры – Даниилом Федоровичем Фридманом. Работая под его руководством, Иосиф Игнатьевич выполняет ряд проектов, в том числе оформление наружного павильона станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») выразительными монументальными входными арками. В 1935 году И. И. Ловейко принимает участие в составлении Генерального плана Москвы, а также в проектировании и строительстве крупных жилых домов, отличавшихся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями. Молодой, но уже признанный архитектор с группой своих единомышленников принимает активное участие в создании масштабных ансамблей при застройке Котельнической и Гончарной набережных (1934–1938). Все это вписывалось в концепцию генерального плана: в Москве каждый квартал, каждый отрезок ул., вся улица, площадь будут оформляться как ансамбль, и город – как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению. Во время ВОВ Ловейко участвует в создании оборонительных сооружений на ближних подступах к Москве, проектирует для города специальные сооружения. Продолжая работать в архитектурно-проектных мастерских Моссовета, он с 1946 года занимает должность руководителя мастерской. В 1944 году Ловейко начинает разработку проекта административного здания, которое должно было занять большой участок между улицами Герцена, Огарева и Белинского. В этом масштабном проекте были активно использованы образцы русского классицизма с утяжеленным, порой перегруженным ордерным декором. В этом же стиле уже в послевоенное время была спроектирована и построена под руководством Ловейко и гостиница «Советская» на Ленинградском просп.е. Кроме того, Ловейко участвовал в разработке типа высотных зданий, используя характерную для них масштабность, вертикализм, ритмику членения фасадов. Это активно применялось при застройке просп. Мира, где за три года (1952–1955гг.) был построен целый ансамбль крупноблочных 10-, 12-, 14-эт.ных домов (№ 99–103, 118–122). С середины 1950-х гг. в течение 30 лет под руководством И. И. Ловейко осуществлялись масштабные градостроительные работы: проект застройки радиальной магистрали Каляевская улица (ныне Долгоруковская улица) – Дмитровское ш. крупноблочными жилыми домами; оформление площадей у станции метро «Новослободская» и у Савеловского вокзала. В 1955 году становится главным архитектором Москвы. Под его руководством многочисленный отряд московских зодчих продолжает развивать градостроительную концепцию разрастающейся столицы. Жилые массивы, которые активно создаются в конце 50-х–начале 60-х годов прошлого века на бывших окраинах Москвы – это решение проблемы массового жилища с применением типизации и индустриализации в развитии советской архитектуры. Под руководством и при участии Ловейко были созданы такие жилые массивы, как Дегунино (1962–1972гг.) ; Бибирево (1975–1978гг.) с регулярной «строчной» и фронтальной застройкой вдоль улиц; Лианозово (1975–1978 гг.) с применением сгруппированных микрор-нов с точечным расположением внутри них жилых домов. По проектам Ловейко возведено неск. крупных общественных сооружений, отличающихся особым лаконизмом, лапидарной пластической выразительностью: кинотеатр «Ереван» (1970 г.), Центр музыкальной культуры (1968–1979 гг.) и другие. Член-корреспондент Академии художеств, Народный архитектор СССР, автор 80 основных проектов и построек и более сорока статей и научных трудов, Иосиф Игнатьевич Ловейко обладал ярко выраженным талантом зодчего и оставил весомый след в архитектуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий