Лидия Русланова (при рождении Лидия Лейкина; 1900 –1973) – певица. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а ее исполнение русских народных песен считают эталонным. Обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных ее песен: «Степь да степь кругом», «Липа вв.ая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие. Лидия Русланова исполняла и песни советских композиторов. Одной из первых исполнила «Катюшу». Лидия Лейкина, будущая певица Лидия Русланова, родилась в Саратовской обл. в бедной крестьянской староверческой семье. Сейчас говорят, что настоящее имя-Агафья, но это глупость. По матери она принадлежала к народности эрзя. Помимо Лиды в семье было еще двое детей – Юля и Авдей. Ее отец, Андрей Маркелович Лейкин работал грузчиком на пристани. В то время на селе много пели: на полевых работах, на посиделках и на гуляниях. «В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь и заплачек, и песен радости», вспоминала впоследствии певица. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка, а брат отца – дядя Яша – был деревенской знаменитостью. «Самородок очень высокой пробы», как впоследствии назвала его Лидия Русланова, Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Он знал много песен. Но более всего слушатели ценили его «импровизации». Сразу после начала русско-японской войны Андрея Лейкина, единственного кормильца в семье, забрали в солдаты. Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила – «на кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?» Бабушка не зря убивалась. Мать Лидии, Татьяна, осталась одна с тремя детьми, слепой св.ровью и больным св.ром. Она вынуждена была устроиться на кирп. з-д в Саратов. Детей приютили родители отца, которые сами жили в бедности. Мать будущей певицы недолго работала на з-де – она надорвалась и заболела. Болея, она неподвижно лежала на лавке, а Лида расхаживала, как по сцене, по русской печи и пела все, что знала – и деревенские песни, и городские. Все удивлялись: «Вот бесенок, какая памятливая». Лиде едва исполнилось шесть лет, когда умерла ее мама. Отец домой не вернулся. В уведомлении написали, что он пропал без вести. В действительности он был жив, но потерял ногу. Заботы о семье легли на Лидую и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали. Лида пела, кричала зайцем и лягушкой, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома. Вскоре умерла и бабушка. Лиде было на тот момент семь лет. Хождение с сумой продолжалось почти, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Пожалев сирот, она решила за свой счет пристроить детей по приютам. На каждого писала прошение, ходила по инстанциям и добилась того, что все дети были пристроены. Старшую удалось определить в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки – Лида Лейкина – выдавало ее крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: Лидия Русланова. В приюте Лидия поступила в первый класс церковно-приходской школы. Была принята в хор и сразу стала солисткой. Пела на праздниках и похоронах. В приюте проявился не только певческий, но и артистический талант. На рукоделии, которое ей не давалось, подружки выполняли ее урок, только бы послушать тут же сочиненные «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь. Регент хора уделял Лиде особое внимание. Вскоре весь Саратов знал ее под именем «Сирота», а в храм, где она пела, стекались желающие ее послушать. После воскресных праздников она возвращалась в приют, и начинались будни – репетиции, где за каждой неверной нотой следовало наказание. Иосиф Прут, слышавший ее пение в 1908во время страстной недели, так впоследствии описывал свои впечатления: В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание все нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты. И мне показалось, что никто – и я в том числе – не дышал в этой массе народа. А голос звучал все сильнее, и было в нем что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шепот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..» Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник. На паперти храма просил подаяния одноногий солдат с георгиевским крестом – отец Лидии Руслановой. Оба делали вид, что не знают друг друга, поскольку если бы стало известно, что у Сироты есть кормилец, ее могли отчислить из приюта. Андрей Лейкин после возвращения с фронта женился, но детей не забрал – не мог прокормить. В конце следующей зимы он простудился, заболел воспалением легких и скончался в больнице для нищих. После приюта Лидию отдали ученицей на мебельную ф-ку. Нек. время жила у дяди, работала на разных ф-ках. Песня помогала Руслановой: «за песни мне все помогали». Ее голос услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев. Он взял Лидию Русланову в консерваторию и прочил ей оперную карьеру. Некоторые студентки закрывали от Руслановой носы: «От тебя политурой пахнет», а Лидия им отвечала: «Вот я вам сейчас запою, и запахнет полем, цветами». Там певица училась на протяжении двух лет, но в итоге решила, что будет исполнять народные песни: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня». В 1916Лидия Русланова отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и до октября 1917служила в санитарном поезде. В 1917Лидия Русланова вышла замуж за интенданта Виталия Степанова лет тридцати пяти, «из благородных». В мае 1917 у нее родился сын. Он умер не прожив и месяца. Ему даже имя не успели дать. В том жена сцене Саратовского оперного театра состоялся первый официальный концерт Лидии Руслановой. После октябрьской революции Лидия Русланова ездила с гастролями по всей стране, жила в Проскурове, Бердичеве, Могилеве, Киеве и других городах. «Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась – ни сцены, ни публики», – вспоминала впоследствии артистка. Семейная жизнь длилась недолго: в 1918муж бросил ее и уехал. В течение всего периода гражданской войны Русланова выступала перед бойцами регулярной Красной Армии. Иосиф Прут отмечает, что за время Гражданской войны Лидия Русланова успела дать бесчисленное количество сольных концертов. В 1919в Виннице Русланова вышла замуж за сотрудника ВЧК Наума Наумина. На сцену Русланова выходила в крестьянской одежде – нарядной паневе, душегрейке и в лаптях (позже их сменят сапожки), волосы скрывал платок. Концерты обычно завершались «Саратовскими страданиями», после чего Русланова величественно кланялась земным поклоном, и степенно уходила. Ее называли в то время «Саратовской птицей». В эти ы Лидия Русланова занималась самообразованием, много читала, начала собирать свою библиотеку. Шла гражданская война, когда мы с мужем стали собирать библиотеку. Торговля книгами велась в те ы не совсем обычно. Букинисты, студенты, арх., врачи – люди самых различных профессий выносили на Моховую улицу в Москве книги. Здесь можно было встретить библиографические редкости и лубочные издания, классиков русской и мировой литературы, альбомы с видами и фотографии всех 499 членов Государственной думы в роскошной папке, с биографиями. Случайно мне тогда удалось приобрести журнал «Современник», издававшийся Пушкиным, с автографом поэта, а также прижизненное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева. В 1921Лидия переехала в Москву на профессиональную артистическую работу. В том жев Ростове состоялся ее дебют в качестве профессиональной артистки эстрадного театра «Скоморохи». В 1923в Ростове-на-Дону Русланова дебютировала в качестве эстрадной певицы. Первый концерт прошел с огромным успехом. Русланова была замечена на профессиональной эстрадной сцене и уже в следующем 1924приглашена солисткой в Центральный дом Красной Армии. В 20-е ы окончательно сформировался ее стиль в исполнении, поведении на сцене, подборе концертных костюмов. В театрально-сценической коллекции, которую она собирала на протяжении всей жизни, было множество ярко вышитых сарафанов, нарядных панев, плисовых душегреек, цветастых платков и шалей. Несколько раз Лидия Русланова выступила в костюме боярыни, но поняв, что такая одежда не гармонирует с манерой исполнения песен, вернулась к крестьянским костюмам. В дальнейшем певица всегда выбирала наряд, наиболее соответствующий репертуару и вкусам аудитории: перед учителями надевала строгое русское платье без украшений, а собираясь в деревню, выбирала самый яркий наряд. В этот период у Лидии Руслановой завязались знакомства и дружба со многими музыкантами, писателями, артистами. Они, в свою очередь, отмечали и актерский дар певицы. Сама Лидия Русланова про это говорила: «Я так решила – как почувствую, что голос не звучит, на сказы перейду. Буду донские сказы сказывать, былины русские про Бову-королевича, про Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Василису Прекрасную и Ивана Царевича… Я их много знаю, еще от бабки своей.» В 20-е – 30-е ы грампластинки становятся доступными для массового слушателя. Пластинки с записями Руслановой выходили огромными тиражами. Ее голос звучал по радио, которое также стремительно завоевывало себе аудиторию. Особой популярностью пользовалась Русланова у военных. В числе почитателей таланта был Федор Шаляпин. Так в письме к Александру Менделевичу он писал: Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки. Все детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь ее, передай от меня большое русское спасибо. В 1929Лидия Русланова развелась с Наумом Науминым и вышла замуж за известного конферансье Михаила Гаркави. Наумин же был репрессирован и умер в 1938. Гаркави был внешне некрасивым и весьма тучным чел.ом (он весил 120 кг). Вместе с тем он был остроумным, жизнерадостным, эрудированным чел.ом и пользовался уважением среди артистов. Михаил Гаркави увлекался коллекционированием. Его примеру последовала и Лидия Русланова. Зарабатывала она по тем временам значительные средства. C 1933Лидия Русланова работала артисткой музыкально-эстрадного управления Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. В 1930-е ы Лидия Русланова ездила с гастролями по всему Советскому Союзу: несколько раз побывала на Дальнем Востоке, на крайнем Севере, в Сибири, Закавказье, на Урале, в Белоруссии, пела перед строителями первых пятилеток, колхозниками… Ее голос обладал большой силой и выносливостью, позволяя ей участвовать в четырех–пяти концертах за один вечер. В конце 30-х Лидия Русланова была самой высокооплачиваемой артисткой СССР, ее голос звучал по радио и из граммофонов, концерты неизменно проходили с аншлагами. Заработанные деньги она тратила на коллекционирование картин русских художников, икон, старинной мебели, украшений, фарфора, любила красиво и дорого наряжаться. В 1939началась Советско-финская война. Зимой 1940Лидия Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Стояли тридцатиградусные морозы. Работать приходилось в тяжелейших условиях. Ездили на дрезине, на авт., на самолете, на санях, а иногда на лыжах. Фанерные домики не прогревались походными печурками, поэтому не только выступать, но и отдыхать приходилось в ватниках. Спали артисты не раздеваясь, головой к мерзлой стенке, ногами к печке. Многие артисты не выдерживали. Но не Русланова. Она принимала стрептоцид, чтобы не потерять голос от простуды, и не пропустила ни одного концерта. За двадцать восемь дней концертная бригада дала более ста концертов. Чтобы поддержать дух приунывших коллег-артистов, Михаил Гаркави и Илья Набатов придумали игру, названную «ночлежный дом». Каждому артисту придумывалось прозвище, которое постоянно «обыгрывалось». Сама Русланова откликалась на имя «Лидочка-Стрептоцид». С первых дней ВОВ Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад, куда также входили Владимир Хенкин, Михаил Гаркави, Игнатий Гедройц, и другие артисты. Руководил бригадой театральный деятель и директор центрального дома работников искусств Борис Филиппов. Боевое крещение приняла под Ельней. Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулеметы, задрожала земля от взрывов… Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже… В общем, налет фашистов выдержала, программу довела до конца. Певица Тамара Ткаченко, работавшая в той концертной бригаде, вспоминала, что за семнадцать дней дали пятьдесят один концерт. Несмотря на близость фронта, артисты не отказались ни от одного выступления. Концерты проходили с успехом, артистов тепло принимали. В нач. войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая ее «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях – под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях. В апреле 1942в Спас-Нуделе, под Волоколамском, где Лидия Русланова выступала с концертами во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе, она познакомилась с генерал-майором Владимиром Крюковым, соратником Георгия Жукова. Крюков был вдовцом: его жена умерла в 1940, оставив мужу пятилетнюю дочь. Несколько раз Русланова по приглашению генерала приезжала в корпус Крюкова. Чтобы Гаркави не мешал ухаживаниям, его подпаивали и укладывали спать. В июле Лидия Русланова развелась с Гаркави и вышла замуж за Крюкова. По поводу развода она говорила: «Ну что делать: генерала люблю, люблю всей душой, и Мишку жалко.» Генерал, как вспоминала позднее Лидия Русланова, покорил ее тем, что нашел на складе старинные дамские туфли на французском каблуке и преподнес ей: «Он этим своим вниманием меня и взял. А туфли что? Тьфу! Я такие домработнице не отдала бы». Сразу после свадьбы с Крюковым ездила в Ташкент, забрала дочь Крюкова – Маргариту, устроила в Москве, а после воспитывала как свою. В конце войны Русланова забеременела от Крюкова, но врачи заставили беременность прервать, т.к. обнаружили у нее в начальной стадии диабет и его надо было как можно раньше пролечить. На собственные средства, заработанные во время предвоенных гастролей, как свидетельствует Маргарита Крюкова, Лидия Русланова приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт в корпус, которым командовал ее муж. Весной 1945Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в еще не освобожденный от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев ее на ул., закричал: «Куда идешь?! Ложись: убьют!» А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!». Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Один из его участников, Борис Уваров, вспоминал: Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слез не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни – кто сибирские, кто про Волгу-матушку… Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углем поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой – у рейхстага и у Бранденбургских ворот. ВОВ стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах она дала более 1 120 концертов. После войны Русланова и Крюков жили роскошно. Как и до войны, Русланова продолжала коллекционировать старинные картины и антиквариат. Так, одна знакомая Лидии Руслановой вспоминала: «Жила она в переулке рядом с Домом литераторов. У нее не дом был, а музей! Стояла очень красивая павловская мебель. Помню диван, а на нем покрывало из чернобурок … Картин у нее очень много было. А еще у Руслановой была такая красивая шкатулка из красного дерева, с хитрыми замками … полная драгоценностей…» В сер.1948был раскрыт «заговор военных». В сентябре одновременно арестовали генералов из ближайшего окружения Жукова с целью добиться показаний против него. В их число входил и муж Лидии Руслановой Владимир Крюков. 18 сентября 1948рано утром генерал собирался встречать с гастролей жену в аэропорту Внуково, но был арестован. Почти одновременно с мужем была арестована и Лидия Русланова, которая в тот момент находилась в Казани. По словам дочери Крюкова, Маргариты, Лидию Русланову арестовали потому, что она могла «поднять шум» на всю страну. Лидии Руслановой было предъявлено обвинение по статье 58 УК РСФСР («Антисоветская пропаганда»). Помимо этого ее обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах», а именно, что в конце войны, опустошая жилища отступавших немцев, генерал Крюков перевез себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей. Согласно материалам архивно-следственных дел № 0046 и № 1762, в ходе обысков у Владимира Крюкова и Лидии Руслановой были изъяты: автомобиль «Horch 951А», два «Мерседеса», «Ауди», сто тридцать две картины русских художников, тридцать пять старинных ковров, гобелены, антикварные сервизы, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы, библ. старинных немецких книг с золотым обрезом, семьсот тысяч рублей наличными, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов и другое. На первых допросах следователь говорил о том, что ему известно о «разговорах антисоветского содержания», которые вела Русланова с конферансье Алексеевым. Ее обвиняли в распространении клеветы на советскую действительность. Русланова виновной себя не признавала. Кроме того, следователь говорил о материалах следствия, которые изобличали Русланову в том, что она во время пребывания в Германии занималась грабежом и присвоением трофейного имущества в больших масштабах. Русланова не признала себя виновной, а в ответ на заявление следователя, что на даче было найдено огромное количество ценностей и имущества, сказала, что все это принадлежало ее мужу. Допрос мог длиться по шесть–семь часов. Следователь спрашивал о взаимоотношениях с Жуковым, но, не добившись желаемого, прекратил допросы. После прекращения допросов Лидия Русланова стала успокаиваться: новых данных у следователя нет, и ее скоро выпустят. Однако дело обстояло иначе. В январе 1949выходит распоряжение Главного управления по контролю за репертуаром при Наркомпросе СССР о наложении запрета на песни Руслановой. Снять с дальнейшего производства и запретить использовать в открытых концертах, трансляциях и радиопередачах все грампластинки с записями Лидии Руслановой. Разрешить реализацию имеющегося в наличии количества грампластинок в торговой сети, не допуская рекламной трансляции этих пластинок в м-нах. Следователю также было известно о том, что Лидия Русланова владела коллекцией драгоценных камней, но их во время обысков не нашли. Драгоценности хранились у домоправительницы Лидии Руслановой, которой Русланова полностью доверяла. Следователь пытался выведать у Руслановой, где она прячет эти сокровища. Певица долго сопротивлялась, но когда пригрозили, что арестуют всех ее родных и тех, кто когда-то служил в ее доме, Лидия Русланова не выдержала: «когда я представила себе, как будут мучить эту старушку и как она будет умирать в тюрьме, я не смогла взять такой грех на душу и своими руками написала ей записку о том, чтобы она отдала шкатулку». 5 февраля 1949следователь объявил, что «дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире вашей бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке, 26, были изъяты принадлежащие вам 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия». Русланова объяснила, что эти бриллианты куплены на деньги, заработанные исполнением русских песен, и их приобретению были отданы все последние ы: «Я, не задумываясь, покупала их, чтобы бриллиантов становилось все больше и больше. Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда „левых“ концертов стало намного больше». На вопрос о полотнах русских художников Лидия Русланова признала, что «приобретению художественных полотен отдавалась со всей страстью». Большего от Руслановой не добились. Следователи МГБ запросили справку о состоянии здоровья Лидии Руслановой, чтобы знать, на сколько ее хватит. В справке, выданной санчастью Лефортовской тюрьмы, говорится: При освидетельствовании здоровья заключенной Руслановой Лидии Андреевны оказалось, что она имеет хроническое воспаление желчного пузыря и печени, катар и невроз желудка, вегетативный невроз. на к легкому труду. 28 октября 1949Лидия Русланова была приговорена Особым совещанием при МГБ СССР к 10 м исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Отбывать наказание ее отправили в «Тайшетский филиал ГУЛАГа» – Озерла Сперва Лидию Русланову отправили работать в село Изыкан Чунского района Иркутской области. В окрестностях Изыкана было три зоны. Женская колония находилась на окраине Изыкана. Заключенные должны были строить первую ветку БАМа, линию Тайшет – Братск. В Изыкане Лидия Русланова строила здание нового клуба и рубленные из бруса дома на ул. Мира. Русланова ходила на работу с охраной – двумя людьми из освобожденных заключенных. Заключенных часто переводили из колонии в колонию – якобы для того, чтобы они не могли организовать свое общество. Когда по реке Лене шла баржа, на которой перевозили заключенных, люди, работавшие вдоль берегов, слушали, как по воде расстилается сильный женский голос, поющий русские народные песни. «Русланова поет, Русланову опять переводят», – говорили люди. Клуб был постр. к 7 ноября. В этом клубе Лидия Русланова дала концерт. После Изыкана Русланову перевели в Тайшет. В Озерлаге в ы сталинских репрессий было немало актеров, певцов, музыкантов. Кто-то грустно пошутил: «Артистов как на всесоюзный конкурс набрали». В Тайшете Лидия Русланова находилась с декабря 1949 по март 1950. По словам бывшего начальника Озерлага полковника Евстигнеева, Лидия Русланова вела себя просто, раскованно, когда серчала, могла крепко ругнуться. Лидия Русланова давала концерты и в исправительно-трудовом лагере. Во время концертов аплодисменты были запрещены. Высшие чины колонии сидели в первых рядах. Большая столовая была заполнена людьми до отказа. Когда окончилось исполнение первой песни, зал молчал. Затем она спела вторую песню, и проделала это с такой силой, страстью, с отчаяньем, что зал не выдержал. Первым поднял руки полковник Евстигнеев, за ним загремел от восторга весь зал.. Несмотря на все трудности, Лидия Русланова старалась не поддаться унынию.> Долго Лидия Русланова в Озерлаге не пробыла: 26 марта 1950ее перевели во Владимирскую тюрьму. Причиной этого стали ее независимость, строптивый характер, а также «острый язык». Капитан Меркулов написал на нее донос: Русланова распространяет среди своего окружения антисоветские, клеветнические измышления, и вокруг нее группируются разного рода вражеские элементы из числа заключенных. На основании изложенного полагал бы выйти с ходатайством о замене 10 лет итл на тюремное заключение на 10 лет». Три месяца ее допрашивали вновь, пытаясь получить от нее компрометирующие Жукова показания. Во Владимирский централ Лидия Русланова прибыла 29 июня 1950, где отбывала наказание на основании выписки из протокола № 24а от 7 июня 1950Особого Совещания при МГБ СССР, согласно которой «ее содержание в исправительно-трудовом лагере заменено тюремным заключением…». Во Владимирской тюрьме сидела в то время актриса Зоя Федорова, с которой Лидия Русланова сдружилась. Тюремное начальство, намекая на возможные послабления, не раз просило Русланову спеть на праздничном вечере, на что Русланова, выразительно глядя на решетку, отвечала: «Соловей не поет в клетке». Лидия Русланова несколько раз попадала в карцер, из-за чего у нее было несколько воспалений легких. Ее мужа в это время держали в тюрьме и допрашивали. 2 ноября 1951Владимир Крюков был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 58–10 части 1 УК РСФСР и Закону от 7 августа 1932к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет, с поражением прав на 5 лет, конфискацией всего имущества и лишением медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 «, «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и «30 лет Советской Армии и Флота». 25 апреля 1953, после смерти Сталина, Владимир Крюков написал в ЦК КПСС обстоятельное заявление с просьбой «назначить комиссию по пересмотру как моего дела, так и дела моей жены Руслановой», в котором, в частности, писал: В Германии мы после войны покупали целый ряд вещей. На каждую вещь имелись счета (в деле их не оказалось). Три машины, обнаруженные у меня, тоже значатся как присвоенные, а на самом деле одна была подарена Верховным Главнокомандующим, на что имелись соответствующие документы; вторая куплена с разрешения Главнокомандующего оккупационными войсками. В акте значится как присвоенная даже служебный «Бьюик» выпуска 37. На все машины имелись документы. В акт внесена как присвоенная мной даже вся казенная мебель в моей служебной квартире в городе Черняховске… Виновен ли я в присвоении трофейного имущества? Да, виновен, но не такого количества, как фигурирует в деле. И уж ни в какой степени не виновна моя жена, которая никакого отношения к этому не имела…. Копию этого заявления он направил Георгию Жукову, который после смерти Сталина и ареста Лаврентия Берии стал заместителем министра обороны СССР. 2 июня 1953Жуков обратился к Никите Хрущеву. Через день члены Президиума ЦК КПСС получили служебную записку от Хрущева, в которой он написал: «По этому вопросу необходимо обменяться мнениями. Следовало бы проверить и пересмотреть это дело». Дело Руслановой было пересмотрено оперативно. В нем не нашлось материалов, которые уличали бы ее в антисоветской подрывной деятельности и агитации. Не сочли ее виновной и в присвоении государственного имущества, поэтому Особое совещание при министре внутренних дел Союза ССР 31 июля 1953(протокол № 30-а) решило «Постановление ОСО при МГБ СССР от 28 сентября 1949и 7 июня 1950в отношении Крюковой-Руслановой Лидии Андреевны отменить, дело прекратить, из-под стражи ее освободить и полностью реабилитировать». В нач. августа Лидию Русланову освободили. После освобождения она отправила письмо заместителю министра внутренних дел с просьбой пересмотреть дела Алексеева и Максакова, так как «оба осуждены в связи и на основании моих вынужденных показаний». 5 августа 1953она приехала в Москву, где по распоряжению Жукова для нее в гостинице Центрального дома Советской Армии был забронирован номер (квартира была конфискована). Тяготясь одиночеством, она подолгу бывала в доме своего давнего друга, писателя Виктора Ардова, в квартире которого в Москве постоянно проживала Анна Андреевна Ахматова. В первые дни после освобождения Лидия Русланова разговаривала очень тихо, почти шепотом и, если кто-то начинал говорить громко, она говорила: «Тише, тише, тише». В конце августа освободили и Владимира Крюкова. Супруги вместе с Маргаритой поселились в съемной квартире. По воспоминаниям Маргариты Крюковой, Лидия Русланова невероятно страдала от перенесенного унижения, но никому этого не показывала. На вопрос дочери: «Все, что ты заработала за 30 лет, отняли. Как ты можешь спокойно к этому относиться?» Лидия Русланова ответила: «Все это не имеет значения. Унизили ни за что перед всей страной – вот это пережить невозможно». Во время заключения она подорвала голос. Лидия Русланова не хотела возвращаться на сцену, считая что зрители не примут ее. Тюрьма подкосила здоровье Владимира Крюкова. Он ходил медленно, с согнутой спиной. Тогда Русланова решила вернуться на эстраду, дабы заработать на автомобиль для мужа. Лидия Русланова стала артисткой Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Через полтора месяца после возвращения, 6 сентября Лидия Русланова дала свой первый концерт. Зал Чайковского не мог вместить всех желающих, поэтому выступление транслировали по радио на всю страну, а также на площади перед концертным залом, где дежурила конная милиция. Началась гастрольная жизнь, запись новых пластинок. Первым, что приобрела Лидия Русланова, был автомобиль ЗИМ черного цвета для мужа. Квартира была в тот момент почти пустой. Через Нек. время у них была не только машина, но и дом в Переделкине. Удалось вернуть часть конфискованного имущества, в том числе 103 полотна. Заниматься коллекционированием Лидия Русланова уже не хотела. Муж Лидии Руслановой, Владимир Крюков, так и не смог оправиться после тюрьмы. Он перенес два инфаркта. 16 августа 1959он умер. Лидия Русланова тяжело переживала потерю мужа и почти напрекратила гастроли. Вместе с сестрой Юлией Андреевной Лидия Русланова пропела панихиду в церкви по своему мужу. В 60-х голос Руслановой часто звучал в радиоэфире, она принимала участие в фестивалях, выступала на концертных площадках страны, хотя и значительно реже, чем в 30-х – 40-х х. Уже будучи пожилой, Лидия Русланова гастролировала по городам Советского Союза практически до конца жизни. Леонид Утесов, с которым певица дружила, по этому поводу говорил: «Руслановой звание вовсе не обязательно, у нее главное есть – имя!» Не выпустили Русланову и за границу. В последние ы жизни Лидия Андреевна часто болела, жаловалась на сердце. Ее отвозили в больницу, но, не выдерживая больничной обстановки, она самовольно уходила домой. Когда ей звонили домой и спрашивали, как она себя чувствует, обычно отвечала: «Шевелюсь». Однако, несмотря на преклонный возраст, голос ее не старел. В нач. 1970-хрежиссер Евгений Карелов предложил Лидии Руслановой сняться в фильме «Я – Шаповалов Т. П.», посвященном Великой Отечественной войне. Русланова должна была петь солдатам в лесу, на привале. Сначала Лидия Андреевна отказалась, но режиссер убедил ее, что никто лучше ее не справится с этой ролью. Русланова согласилась, но с условием не снимать ее лица. Евгений Матвеев, исполнитель главной роли, позже вспоминал: «Она вышла уже одетая в свой сценический костюм, и ничегошеньки в этой народной любимице не было от звезды, примы, эстрадной богини… Просто родная русская женщина…» Снимавшимся в этом эпизоде солдатам не надо было играть, что Русланова им нравится. Ее сняли со спины, в отдалении. Лидия Андреевна говорила после съемок: «Ох, как живо вспомнились мне ы войны! Окопы, землянки, поляны, госпитали, клубы осажденного Ленинграда – где только ни приходилось петь!» В августе 1973Русланову пригласили участвовать в эстрадных концертах на больших стадионах. Гастроли проходили в южных городах и заканчивались в Ростове-на-Дону, где полвв. назад она дебютировала как профессиональная певица. Лидия Андреевна приняла приглашение, хотя лето в томвыдалось необычайно жарким. Заключительный концерт в Ростове-на-Дону превратился в подлинный триумф певицы. Круг почета, совершаемый по дорожке стадиона, пришлось повторить несколько раз. Зрители, стоявшие в проходах амфитеатра, поклонники, которые заняли места на холмах поближе к стадиону, восторженно встречали медленно двигавшийся открытый автомобиль, на котором стоя ехала певица, улыбкой приветствуя слушателей. Скончалась от сердечного приступа. На сердце Руслановой нашли следы нескольких инфарктов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий