Рокотов Федор (около 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы, – 1808, Москва), живописец, портретист. Из крепостных князей Репниных, в детстве был отпущен на волю и получил хорошее образование. С 1760 г. учился и одновременно служил младшим преподавателем в петербургской Академии художеств. В 1765 г. академик живописи. В 1763 г. приезжал в Москву писать коронационный портрет Екатерины II (ныне – в ГТГ). С 1767 г. постоянно жил в Москве. По поручению Академии художеств выполнил ряд портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома (П. Вырубова, И. Тютчева, оба – в ГТГ, С. Гагарина, в ГРМ, все – 1768). Впоследствии уклонялся от официальных работ, исполняя в основном частные заказы родовитых московских семей. Создал фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых, вместившие представителей нескольких поколений. В портретах с большим мастерством соединял строгость формы, благородство, возвышенную идеальность истолкования личности с тонким психологизмом и лирической камерностью образного решения (портреты А. Воронцова, конец 1760-х гг., Н. и А. Струйских, 1772, неизвестной в розовом платье, 1770-е гг., В. Новосильцевой, 1780, И. Барятинского, начало 1780-х гг., все – в ГТГ). В 1770–80-х гг. Рокотов был хорошо известен в Москве как «славный» живописец, жил в собственном доме на Старой Басманной, где имел учеников. Состоял подписчиком просветительского журнала Н. Новикова «Утренний свет», по всей вероятности, примкнул к масонам, сблизился с просвещенными представителями дворянской интеллигенции, оппозиционно настроенными по отношению к петербургскому придворному кругу. В середине 1770-х гг. выполнил портрет А. Сумарокова (ГИМ).
Блистательного расцвета достигает портретная живопись во второй половине XVIII века. Ее крупнейший представитель - Ф. С. Рокотов (около 1735-1808 или 1809). Современники говорили, что он писал, «проникая во внутренность души». Художник был мастером интимного портрета, передающего тончайшие душевные переживания. Особое очарование рокотовским портретам придает легкий и воздушный колорит. В 1765 г. художник получил звание академика. Однако он не прельстился заказами двора и переехал в Москву. Здесь начинается наиболее значительный период его творчества. Исчезает яркая и пестрая петербургская манера, в работах появляется та чудесная серебристость красок, за которой закрепилось название «рокотовской». Москвичи скоро полюбили своего талантливого художника. Ему позировали поэты А. П. Сумароков и В. И. Майков (автор нашумевшей в то время поэмы «Елисей»), юный Н. П. Румянцев, ставший впоследствии крупнейшим собирателем книг, и Д. П. Бутурлин, чья замечательная библиотека славилась в Европе своими редкими изданиями.
Несмотря на то, что Рокотов был очень известен, о его жизни нет почти никаких сведений. В делах бывшего Каменного приказа говорится, что в 1782 г. у Рокотова был свой дом «в Старой Басманной», но владел он им недолго. Сообщая в январе 1809 г. о смерти Рокотова, его племянники указывают адрес на Воронцовской улице. Однако маловероятно, чтобы прославленный художник жил так далеко от центра.
Блистательного расцвета достигает портретная живопись во второй половине XVIII века. Ее крупнейший представитель - Ф. С. Рокотов (около 1735-1808 или 1809). Современники говорили, что он писал, «проникая во внутренность души». Художник был мастером интимного портрета, передающего тончайшие душевные переживания. Особое очарование рокотовским портретам придает легкий и воздушный колорит. В 1765 г. художник получил звание академика. Однако он не прельстился заказами двора и переехал в Москву. Здесь начинается наиболее значительный период его творчества. Исчезает яркая и пестрая петербургская манера, в работах появляется та чудесная серебристость красок, за которой закрепилось название «рокотовской». Москвичи скоро полюбили своего талантливого художника. Ему позировали поэты А. П. Сумароков и В. И. Майков (автор нашумевшей в то время поэмы «Елисей»), юный Н. П. Румянцев, ставший впоследствии крупнейшим собирателем книг, и Д. П. Бутурлин, чья замечательная библиотека славилась в Европе своими редкими изданиями.
Несмотря на то, что Рокотов был очень известен, о его жизни нет почти никаких сведений. В делах бывшего Каменного приказа говорится, что в 1782 г. у Рокотова был свой дом «в Старой Басманной», но владел он им недолго. Сообщая в январе 1809 г. о смерти Рокотова, его племянники указывают адрес на Воронцовской улице. Однако маловероятно, чтобы прославленный художник жил так далеко от центра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий