Композитор Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области. Он был старшим сыном в семье журналиста и русско–немецкого переводчика Гарри Шнитке и его жены, преподавателя немецкого языка Марии Фогель. Гарри Викторович – по происхождению из прибалтийских евреев, говоривших на немецком, родился во Франкфурте–на–Майне, в 1926 году прибыл в Советский Союз. Мария Федоровна – из волжских немцев–крестьян. В доме говорили на русском и немецком языках. В 1946–1948 годах жил с семьей в Вене, где его отец работал в газете Österreichische Zeitung. Здесь же получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки игры на фортепиано и сочинять. С 1948 года жил в Подмосковье, затем в Москве. В 1953 году окончил дирижерско–хоровое отделение Музыкально–педагогического училища имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке), в 1958 году – Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, в 1961 году – аспирантуру консерватории. В 1961–1972 годах преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию. С середины 1970–х годов выступал как пианист, исполняя собственные сочинения. В начале 1960–х годов Шнитке обратился к изучению современных техник композиции (в том числе додекафонии). Вместе с композиторами Эдисоном Денисовым и Софьей Губайдулиной он стал активным сторонником европейского музыкального авангарда. Шнитке осваивал новые методы письма, стремился найти собственный стиль. Первыми его значительными достижениями в этой области стали «Диалог» для виолончели и семи инструменталистов (1965) и Второй скрипичный концерт (1966). В 1977 году Шнитке участвовал в европейском концертном турне скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко и литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса, исполняя партии клавесина и рояля в своем Concerto grosso № 1. Поездка принесла Шнитке мировую славу. Шнитке написал свыше 200 музыкальных произведений различных жанров. Он создал оперы «История доктора Иоганна Фауста» (1983–1994), «Жизнь с идиотом» (1991), «Джезуальдо» (1994); балеты «Лабиринты» (1971), «Эскизы» (1971–1985) и «Пер Гюнт» (1986), сценическую композицию «Желтый звук» (1974). Среди его хоровых произведений – «Реквием» (1975), кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983), Хоровые концерты на слова Григора Нарекаци (1984–1985), Стихи покаянные для хора a cappella (1987). Композитор написал девять симфоний, концерты для скрипки, альта, виолончели, фортепиано и других инструментов. Произведения Альфреда Шнитке исполняли и исполняют выдающиеся музыканты современности: Михаил Ростропович, Олег Каган, Владимир Крайнев, а также Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Наталья Гутман и другие. Композитор сочинил музыку более чем к 60 фильмам и нескольким спектаклям. Среди них такие известные картины, как «Вызываем огонь на себя» (1964), «Комиссар» (1967), «Белорусский вокзал» (1970), «Ты и я» (1971), «Агония» (1975), «Восхождение» (1976), «Фантазии Фарятьева» (1979), «Мастер и Маргарита (1994). Он является автором музыки экранизаций Антона Чехова – «Чайка» и «Дядя Ваня» (обе 1970), Александра Пушкина – «Маленькие трагедии» (1979), Николая Гоголя – «Мертвые души» (1984) и др. Он написал музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я…» (1980), «Осень» (1982), созданным режиссером Андреем Хржановским по рисункам и текстам Александра Пушкина, за что был отмечен Государственной премией РСФСР. В Московском театре на Таганке Шнитке был композитором спектаклей «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Арабески», «Мед», «Живаго», последний режиссер Юрий Любимов посвятил его памяти. Музыка Шнитке также звучала в одном из самых известных спектаклей Театра «Эрмитаж» – «Нищий, или Смерть Занда», используется в постановке «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу», а также в «Утиной охоте» Московского художественного театра. В 1979 году Альфред Шнитке был избран в правление Союза композиторов СССР. С 1989 года по 1990 год композитор был стипендиатом Научно–исследовательского института в Западном Берлине. В 1990 году переехал в Германию, преподавал композицию в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге. Альфред Шнитке был избран членом нескольких европейских академий, в числе которых Академия искусств Западного Берлина, Баварская Академия изящных искусств, Шведская Королевская академия. В разных городах Европы проходили фестивали музыки Шнитке. Последние годы жизни композитора омрачились резким ухудшением здоровья, но он сохранял творческую активность. Последним сочинением Альфреда Шнитке стала Девятая симфония, начатая им в 1995 году. Ее окончание и оркестровую редакцию выполнил Геннадий Рождественский, под руководством которого состоялось первое исполнение в Москве 19 июня 1998 года. Альфред Шнитке был женат на пианистке Ирине Катаевой–Шнитке. Его сын Андрей (1965 года рождения) в 1980–х годах играл в рок–группе «Центр», написал музыку к нескольким документальным и художественным фильмам, занимается фотографией. Совместно с отцом работал над фильмом «Мастер и Маргарита». 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался в Германии.
В 1999 году имя Шнитке присвоено Московскому государственному институту музыки (МГИМ).
В 1999 году имя Шнитке присвоено Московскому государственному институту музыки (МГИМ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий