Александр Горский (1871–1924) – артист балета, балетмейстер.
Александр Горский родился в Петербурге. Горский вошел в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра. Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета. В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова. По окончании Петербургского Императорского театрального училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889 – 1900 поступил на службу в Мариинский театр. Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара: принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского, Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова, Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского, Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова. Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка – балет «Клоринда – царица горных фей» состоялась в 1889 году, Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища. В том же году Горский был командирован в моск. Большой театр для пост. там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа. С 1901 года Александр стал режиссером балета, а с 1902 по 1924 – балетмейстером Большого театра. Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным. Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов: «Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов), Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов), «Конек-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов). В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля. Осуществив классические пост. Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты: «Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа; «Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910); «Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913). В 1916 году осуществил опыт пост. балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа. Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели. Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина. Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.
Александр Горский родился в Петербурге. Горский вошел в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра. Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета. В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова. По окончании Петербургского Императорского театрального училища (педагоги П. К. Карсавин и М. И. Петипа), в 1889 – 1900 поступил на службу в Мариинский театр. Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара: принц Дезире в балете «Спящая красавица» Мариуса Петипа, на музыку Чайковского, Сарацинский танец в балете «Раймонда», на музыку Александра Глазунова, Китайский танец в балете «Щелкунчик», на музыку Чайковского, Арлекин в балетах «Времена года» и «Испытание Дамиса», на музыку Александра Глазунова. Балетмейстерская карьера Горского была стремительной. Уже первая его постановка – балет «Клоринда – царица горных фей» состоялась в 1889 году, Михайловском театре, это был выпускной спектакль Петербургского Императорского театрального училища. В том же году Горский был командирован в моск. Большой театр для пост. там балета «Спящая красавица» Мариуса Петипа. С 1901 года Александр стал режиссером балета, а с 1902 по 1924 – балетмейстером Большого театра. Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным. Первым спектаклем, вошедшим в историю балета, стал «Дон Кихот» Людвига Минкуса, в 1900 году. Затем Горский создал свои редакции балетов: «Лебединое озеро», на музыку Чайковского (редакции: 1901, 1912, 1922 годов), Жизель», на музыку Адольфа Адана (редакции: 1907, 1911, 1922 годов), «Конек-Горбунок», на музыку Цезаря Пуни (редакции: 1901, 1912, 1914 годов). В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля. Осуществив классические пост. Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты: «Дочь Гудулы», на музыку А. Ю. Симона 1902), где на сцене жила живая народная толпа; «Саламбо», на музыку А. Ф. Арендса (1910); «Любовь быстра!», на музыку Э.Грига (1913). В 1916 году осуществил опыт пост. балета на музыку Пятой симфонии А. К. Глазунова В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи, разумеется обладая знанием академической школы, стиля спектакля и разрешением хореографа. Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы Горского. В свое время он записал постановку Петипа «Спящая красавица», и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели. Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина. Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий