воскресенье, 15 марта 2020 г.

Писемский Алексей (писатель)

Писемский Алексей – писатель (1821-1881). В молодости бывал в Москве редко и только по своим литературным делам (в феврале 1851 года, в декабре 1856 года, в октябре 1857 года и пр.) и обычно в эти поездки он останавливался у драматурга Александра Островского. Московская жизнь Писемский показал, в частности, в романе Писемского «Мещане». А в 1863 году Писемский переехал в Москву уже на постоянное место жительство. Он поселился в Гагаринском переулке (дом № 27), потом жил на Новой Басманной улице (дом № 14; не сохранился), a летом 1864 года переселился в Нащокинский переулок (часть нынешнего дома № 3); летом 1865 года Писемский переехал в купленный им дом № 11 по Борисоглебскому переулку. Квартира его была во флигеле, а остальные постройки сдавались жильцам и носили названия его романов, т. к.были отстроены на полученные за них деньги. В 1870-е годы Писемский устраивал у себя еженедельные »среды», которые посещали П. Боборыкин, математик Н. Бугаев, юрист М. Ковалевский, историк Н. Костомаров, писатели А. Островский, И. Тургенев и др.

В близких отношениях с А. Н. Островским был А. Ф. Писемский. Бывая в Москве по своим литературным делам в феврале 1851 г., декабре 1856 г. и октябре 1857 г., он останавливался у драматурга. А. П. Чехов считал, что Писемский «это большой, большой талант!.. из всех современных писателей я не знаю ни одного, который был бы так страстно и убежденно либерален, как Писемский. У него все попы, чиновники и генералы - сплошные мерзавцы. Никто не оплевал так старый суд и солдатчину, как он». Московская жизнь отразилась в романе Писемского «Мещане». Его герой резко выступает против буржуазии: «...разные рыцари... ломали себе ребра и головы, утучняли целые поля своею кровью, чтобы добыть своей родине какую-нибудь новую страну, а Таганка и Якиманка поехали туда и нажили себе там денег... Великие мыслители иссушили свои тяжеловесные мозги, чтобы дать миру новые открытия, а Таганка, эксплуатируя эти открытия и обсчитывая при этом работника, зашибала и тут себе копейку... сам Бетховен и божественный Рафаэль как будто бы затем только и горели своим вдохновением, чтобы развлекать Таганку и Якиманку... все ваши московские Сен-Жермены, т. е. Тверские бульвары, Большие и Малые Никитские, о том только и мечтают, к тому только и стремятся, чтобы как-нибудь уподобиться и сравниться с Таганкой и Якиманкой». Однако с каждым годом взгляды писателя становились все более правыми, и в 1876 г. он с горечью писал И. С. Тургеневу: «...я отныне остаюсь без приюта среди многолюдной площади, именуемой Русская литература». Переехав в начале 1863 г. в Москву, Писемский поселился в Гагаринском переулке, в доме № 27, зиму 1863/64 г. провел на Новой Басманной, в доме № 14 (не сохранился), a летом 1864 г. переселился в Нащокинский переулок. Дом, где он жил, занимал часть площади нынешнего большого дома № 3. Летом 1865 г. Писемский переехал в купленный им дом № 11 по Борисоглебскому переулку. Квартира писателя была во флигеле, налево от входа. Остальные постройки сдавались жильцам и носили названия его романов, т. к.были отстроены на полученные за них деньги. В 1870-е годы Писемский устраивал у себя регулярные «среды», которые посещали П. Д. Боборыкин, математик Н. В. Бугаев, юрист М. М. Ковалевский, историк Н. И. Костомаров, П. И. Мельников (Андрей Печерский), А. Н. Островский, И. С. Тургенев, артисты М. И. Писарев и П. А. Стрепетова.

Мировоззрение:

Материалист и атеист. Бытописатель жизни провинциального дворянства и крестьян. Все беды – от социального неравенства, поэтому – нужна революция и насильственное изменение сложившихся неправильных устоев. Идол людей – комфорт, ради него – все усилия (сделки с совестью, работа и пр.). Все нравственный нормы у героев – не от Бога, а субъективны, а потому непрочны и бесплодны. Смерть – просто уход в небытие. А Ц. – в стороне жизни, да и вер много и в разных странах – свои (в принципе религии вообще для жизни не нужны и у попов – одни пороки). Притом в глубине души Писемский – антицерковник, потому что он не знал, что такое Ц. и она ему казалась лишней и ненужной по невежеству своему. Мир надо переустроить и идти по пути материального прогресса. Любовь должна быть свободной, много любовных связей – нормально и никаких мук совести («зачем сохранять брак, если жена разонравилась?»). Но печалит автора, что большинство людей живет скучно, заурядно, пассивно, плывет по течению – торжество глупости. Да и видит трезво, что деньги уродуют человека. Во всем пессимизм и обличения пороков без всякого выхода (безбожная свобода героев выливается в безнравственность и «цель оправдывает средства»). Пытался идеализировать масонов и видел в них носителей высшей нравственности и спасителей России и даже пытался показать, что масоны и православные и хлыстовцы и пр. – по сути одно и тоже (но масоны пренебрегают испорченностью человека и думают, что он может совершенствоваться сам, да и к Православию относятся свысока и считают его неполноценным, да и врут много). Короче, запутался. В итоге – расстройство психики, ибо безбожие всегда убивает и от него – одни житейские тупики и конечный тупик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий