Крамской Иван (1837, Острогожск Воронежской области –1887, Петербург) – живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического художественного движения 1860≈80-х гг. Происходил из бедной мещанской семьи. В 1857≈63 учился в АХ в Петербурге; в ее стенах выступил против академического искусства, явился инициатором «бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ ее выпускников, организовавших Артель художников. Под воздействием идей русских революционных демократов К. утверждал представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма, идейности и народности искусства. Стал одним из главных создателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В 1863≈68 преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. Создал галерею портретов крупнейших русских писателей, ученых, художников и общественных деятелей (портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова, 1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879, ≈ все в Третьяковской галерее; С. П. Боткина, 1880, частное собрание, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчеркивают ведущую роль углубленной психологической характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада, богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, портреты К. воплощают одновременно возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине. Демократические взгляды К. нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нем социальный протест («Полесовщик», 1874, Третьяковская галерея; «Мина Моисеев», 1882, Русский музей, Ленинград; «Крестьянин с уздечкой», 1883, Киевский музей русского искусства). Центральное произведение К. ≈ «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). Продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, К. трактует религиозный сюжет в морально-филосовском плане, придает ему актуальное общественное звучание. «Очеловечив» Христа, придав его драматическим переживаниям глубоко психологическое жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования. Стремясь к расширению идейно-художественному содержания образов, К. создал произведение, стоящие на грани портрета и тематической картины («Некрасов в период «Последних песен»«, 1877≈78, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884, ≈ все в Третьяковской галерее). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произведениях художника проявились черты салонной красивости. Демократическая направленность творчества К., его проницательные критические суждения об искусстве, свойственные ему настойчивые поиски объективных общественных критериев оценки художественных произведений оказали существенное влияние на развитие демократического искусства и художественной мысли в России последней трети 19 в. Поддерживал отношения с художественной Москвой и И. Н. Крамской, которого Репин назвал «могучим человеком» и «гражданином-художником». В 1863 г. Крамской вместе с группой молодежи покинул академию в знак протеста. Долгие годы его имя было в списке «подозрительных» лиц III отделения.
Общественный деятель, замечательный педагог и теоретик, выдающийся живописец, Крамской возглавлял движение передвижников. В Москве художник провел неск. месяцев в 1865 и 1866 гг. Некоторое время он жил на Пречистенке (дом № 2, не сохранился), а затем переехал в дом № 4 (перестр.) по Шереметевскому переулку (Романов пер., 4 – прим. ред.). Много времени Крамской проводил у своего близкого друга, первого учителя, художника-любителя и фотографа М. Б. Тулинова (Кузнецкий мост, 17). В 1866 г. художник снял квартиру в доме № 5-6 на Волхонке, очевидно во дворе. Окна квартиры, по свидетельству Крамского, выходили в Лебяжий пер.. Отсюда он переехал в Кокоревское подворье (Софийская наб., 34). К началу 1870-х годов относится знакомство Крамского с П. М. Третьяковым. При непосредственном участии художника и по его совету Третьяков приобрел для галереи ряд картин. В собирательстве П. М. Третьякова Крамской видел общенациональное дело и считал для себя почетом выполнить для галереи ряд портретов русских писателей. Крамской постоянно посещал и брата Павла Михайловича, С. М. Третьякова (1834-1892), тоже крупного собирателя живописи. Среди художников С. М. Третьяков пользовался большим уважением, и редко кто из них не бывал у него дома (Пречистенский, ныне Гоголевский, бульв., 6). В собрании Третьякова находились такие замечательные произведения, как «Лунная ночь» И. Н. Крамского, «Птицелов» В. Г. Перова, «Украинская ночь» А. И. Куинджи, «Бабушкин сад» В. Д. Поленова.
Общественный деятель, замечательный педагог и теоретик, выдающийся живописец, Крамской возглавлял движение передвижников. В Москве художник провел неск. месяцев в 1865 и 1866 гг. Некоторое время он жил на Пречистенке (дом № 2, не сохранился), а затем переехал в дом № 4 (перестр.) по Шереметевскому переулку (Романов пер., 4 – прим. ред.). Много времени Крамской проводил у своего близкого друга, первого учителя, художника-любителя и фотографа М. Б. Тулинова (Кузнецкий мост, 17). В 1866 г. художник снял квартиру в доме № 5-6 на Волхонке, очевидно во дворе. Окна квартиры, по свидетельству Крамского, выходили в Лебяжий пер.. Отсюда он переехал в Кокоревское подворье (Софийская наб., 34). К началу 1870-х годов относится знакомство Крамского с П. М. Третьяковым. При непосредственном участии художника и по его совету Третьяков приобрел для галереи ряд картин. В собирательстве П. М. Третьякова Крамской видел общенациональное дело и считал для себя почетом выполнить для галереи ряд портретов русских писателей. Крамской постоянно посещал и брата Павла Михайловича, С. М. Третьякова (1834-1892), тоже крупного собирателя живописи. Среди художников С. М. Третьяков пользовался большим уважением, и редко кто из них не бывал у него дома (Пречистенский, ныне Гоголевский, бульв., 6). В собрании Третьякова находились такие замечательные произведения, как «Лунная ночь» И. Н. Крамского, «Птицелов» В. Г. Перова, «Украинская ночь» А. И. Куинджи, «Бабушкин сад» В. Д. Поленова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий