Михаил Ефремов (1897-1942).
Родился в семье рабочего. В 1915 призван в армию, окончил школу прапорщиков, участник 1-й мировой войны 1914‒18. Во время Октябрьской революции вступил в Красную Гвардию и участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Москве. В Советской Армии с февраля 1918, командовал батальоном и ж.-д. полком при обороне Астрахани; во время Бакинской операции 1920 командовал отрядом бронепоездов. Член КПСС с 1919. С конца 1920 командир стрелковой дивизии. В 1927 был военным советником в Китае. Окончил курсы при Военно-политической академии (1930) и Военную академию им. Фрунзе (1933), затем командовал корпусом и войсками ряда военных округов. С января 1941 1-й заместитель генерального-инспектора пехоты РККА. Во время Великой Отечественной войны командующий войсками 21-й армии (июль ‒ август 1941), Центрального фронта и заместитель командующего войсками Брянского фронта (август ‒ октябрь 1941). С октября 1941 командовал 33-й армией. Принимал активное участие в Московской битве 1941‒42 и в Вяземской операции 1942. Оказавшись с частью сил 33-й армии в окружении, руководил её боевыми действиями в тылу врага и выходом из окружения. В бою был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился. Похоронен в Вязьме, где ему поставлен памятник работы Е. Вучетича (1946). Депутат Верховного Совета СССР. Тяжелые бои, нехватка продовольствия и практически отсутствие боеприпасов измотали армию Михаила Ефремова, но он отказался спастись на самолете, который был прислан за ним, и решил оставаться со своими солдатами до конца. Не желая по пасть в плен и получив ранения, Ефремов убил жену (она была при нем мединструктором) и себя. Сами немцы похоронили Ефремова с воинскими почестями. При этом немецкий генерал сказал своим солдатам: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию». Георгий Жуков в книге «Воспоминания и размышления» назвал М. Ефремова «талантливым и храбрейшим военачальником», дравшимся как настоящий герой». У Ефремова был сын, который умер в 1992 году, и жив внук, который считает, что у его деда не было другого достойного выхода из сложившейся ситуации. О вероисповедании Ефремова говорить сложно, потому что по определению советские военачальники должны были быть атеистами, но что у него было на сердце – Бог весть… Самоубийство – смертный грех, который фактически ставит крест на человеке, лишая его даже церковного отпевания, несмотря даже на то, как человек жил и что совершал. Но легко так рассуждать. А в той ситуации, в которой оказался, военачальник, неизвестно кто бы как поступил. Потому в 2011 году группа журналистов обратилась к Патриарху Кирилл с просьбой разрешить церковное отпевание Ефремова, мотивируя это тем, что он погиб, выполняя воинский долг, оставшись верным солдатам и Родине, полагая душу за друзей своих. И в этом же году Кирилл разрешил церковное отпевание Ефремова, который своей смертью «обелил даже тех малодушных, которые дрогнули в трудную минуту и бросили своего командующего, чтобы спастись в одиночку» (по Михеенкову).
Родился в семье рабочего. В 1915 призван в армию, окончил школу прапорщиков, участник 1-й мировой войны 1914‒18. Во время Октябрьской революции вступил в Красную Гвардию и участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Москве. В Советской Армии с февраля 1918, командовал батальоном и ж.-д. полком при обороне Астрахани; во время Бакинской операции 1920 командовал отрядом бронепоездов. Член КПСС с 1919. С конца 1920 командир стрелковой дивизии. В 1927 был военным советником в Китае. Окончил курсы при Военно-политической академии (1930) и Военную академию им. Фрунзе (1933), затем командовал корпусом и войсками ряда военных округов. С января 1941 1-й заместитель генерального-инспектора пехоты РККА. Во время Великой Отечественной войны командующий войсками 21-й армии (июль ‒ август 1941), Центрального фронта и заместитель командующего войсками Брянского фронта (август ‒ октябрь 1941). С октября 1941 командовал 33-й армией. Принимал активное участие в Московской битве 1941‒42 и в Вяземской операции 1942. Оказавшись с частью сил 33-й армии в окружении, руководил её боевыми действиями в тылу врага и выходом из окружения. В бою был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился. Похоронен в Вязьме, где ему поставлен памятник работы Е. Вучетича (1946). Депутат Верховного Совета СССР. Тяжелые бои, нехватка продовольствия и практически отсутствие боеприпасов измотали армию Михаила Ефремова, но он отказался спастись на самолете, который был прислан за ним, и решил оставаться со своими солдатами до конца. Не желая по пасть в плен и получив ранения, Ефремов убил жену (она была при нем мединструктором) и себя. Сами немцы похоронили Ефремова с воинскими почестями. При этом немецкий генерал сказал своим солдатам: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию». Георгий Жуков в книге «Воспоминания и размышления» назвал М. Ефремова «талантливым и храбрейшим военачальником», дравшимся как настоящий герой». У Ефремова был сын, который умер в 1992 году, и жив внук, который считает, что у его деда не было другого достойного выхода из сложившейся ситуации. О вероисповедании Ефремова говорить сложно, потому что по определению советские военачальники должны были быть атеистами, но что у него было на сердце – Бог весть… Самоубийство – смертный грех, который фактически ставит крест на человеке, лишая его даже церковного отпевания, несмотря даже на то, как человек жил и что совершал. Но легко так рассуждать. А в той ситуации, в которой оказался, военачальник, неизвестно кто бы как поступил. Потому в 2011 году группа журналистов обратилась к Патриарху Кирилл с просьбой разрешить церковное отпевание Ефремова, мотивируя это тем, что он погиб, выполняя воинский долг, оставшись верным солдатам и Родине, полагая душу за друзей своих. И в этом же году Кирилл разрешил церковное отпевание Ефремова, который своей смертью «обелил даже тех малодушных, которые дрогнули в трудную минуту и бросили своего командующего, чтобы спастись в одиночку» (по Михеенкову).
Комментариев нет:
Отправить комментарий