Агапит Введенский (Петр; 1799, с. Козлятьево Владимирской губ. – 1877, Москва), архим. Новоспасского московского мон-ря.
Род. в семье священника. В 1828 окончил МДА. Принял монашество, служил инспектором Владимирской ДС, в 1834-1842 – ректором Вифанской ДС. Когда назначили его ректором Вифанской семинарии, ему не с чем было добраться туда, и он принужден был занять необходимую сумму на дорогу. Был настоятелем Боголюбского мон-ря, с 1839 – Иосифова Волоколамского мон-ря.
С переводом в 1852 в Новоспасский мон-рь был назначен членом конторы Святейшего Синода и благочинным ставропигиальных мон-рей. Был строгим, не желавших изживать пороки выгонял из обители. После двух-трех замечаний послушник бесцеремонно из обители был высылаем. Горе было тому чтецу или священнослужителю, который вздумал бы читать и божественную службу совершать без внимания и благоговения. Не терпел пьяных и читающих светские книги легкого содержания. Подобные книги сжигал, а остатки алкоголя выливал на пол и посуду разбивал. Вторично замеченный в винопитии и рассеянности не мог долее оставаться в обители. Шалунов и ленивцев терпеть не мог.
Щедрый благотворитель: устроил во Владимире уч-ще для детей духовенства, оставшихся сиротами; значительный доход жертвовал приобретение книг духовных, поддержку духовных миссий, на построение и улучшение церквей в России, помогал бедным. Немало, иногда до ста и полутораста рублей, ему достававшихся при разделе братской кружки, любил он раздавать монахам в награду за исправное и усердное прохождение возложенных на них послушаний
Был строгим постником и аскетом, носил 14-фунтовые железные вериги. Ни чаю, ни белого хлеба он почти никогда не употреблял. Чай у него заменялся горячей водой с кусочком сахару, лимоном и черствым черным хлебом. Обедал он всегда вместе с монахами, и то раз в сутки.
Занимался тяжелой физической работой: рубил лес, косил, сапожничал. В Новоспасском обширном саду его видали на покосе с граблями в руках, а в келье с иголкой и шилом. Одежду и сапоги, поношенные ризы и стихари он всегда починял сам. Тяжелые работы не прошли даром: у Агапита образовалась грыжа, которая периодически страшно мучила его до гробовой доски: ни бандажей не носил, и других медицинских пособий при этом случае он не принимал, но как добровольный мученик, мужественно терпел мучительную боль, смотря на нее, как на наказание Божие за вольные и невольные прегрешения свои.
Диван, на котором он спал в худом подряснике и сапогах, без всякой подстилки, был жесткий и ветхий. Разных насекомых в этом диване и на полу спальни, было множество. И сам не мылся в бане, изредка переменяя белье в спальне. Летом ходил в крестьянских сапогах, а зимою в валеных.
Светских посетителей, хотя бы это были знаменитее вкладчики Новоспасской обители, он редко принимал на чашку чая и большею частью уклонялся от бесед с ними.
Пользовался благоволением свт. Филарета, митр. Московского, к-рый не раз предлагал ему занять епископскую кафедру. В 1856 году участвовал в короновании императора Александра II. Тогда же возникло предположение об избрании его в епископы, но он отклонил это предложение, а митрополит Филарет писал, что если бы избрание совершилось, то ненадолго, потому что он подвержен природной застенчивости, по которой с затруднением произносит поучение в большом собрании. В 1858 году представил митрополиту «Список предков царствующего дома Романовых, с определением мест, где кто из них почивает в Новоспасском монастыре».
Скончался после продолжительной болезни в 77 лет, погребен в Новоспасского мон-ря в заранее приготовленной им могиле за 9 лет. По смерти его, несмотря на то, что 24 года управлял он Новоспасской, осталось после него лишь огромное количество духовных книг и журналов, а денег не оказалось, кроме дохода из братской кружки, удержанного за последней год его болезненного состояния.
Род. в семье священника. В 1828 окончил МДА. Принял монашество, служил инспектором Владимирской ДС, в 1834-1842 – ректором Вифанской ДС. Когда назначили его ректором Вифанской семинарии, ему не с чем было добраться туда, и он принужден был занять необходимую сумму на дорогу. Был настоятелем Боголюбского мон-ря, с 1839 – Иосифова Волоколамского мон-ря.
С переводом в 1852 в Новоспасский мон-рь был назначен членом конторы Святейшего Синода и благочинным ставропигиальных мон-рей. Был строгим, не желавших изживать пороки выгонял из обители. После двух-трех замечаний послушник бесцеремонно из обители был высылаем. Горе было тому чтецу или священнослужителю, который вздумал бы читать и божественную службу совершать без внимания и благоговения. Не терпел пьяных и читающих светские книги легкого содержания. Подобные книги сжигал, а остатки алкоголя выливал на пол и посуду разбивал. Вторично замеченный в винопитии и рассеянности не мог долее оставаться в обители. Шалунов и ленивцев терпеть не мог.
Щедрый благотворитель: устроил во Владимире уч-ще для детей духовенства, оставшихся сиротами; значительный доход жертвовал приобретение книг духовных, поддержку духовных миссий, на построение и улучшение церквей в России, помогал бедным. Немало, иногда до ста и полутораста рублей, ему достававшихся при разделе братской кружки, любил он раздавать монахам в награду за исправное и усердное прохождение возложенных на них послушаний
Был строгим постником и аскетом, носил 14-фунтовые железные вериги. Ни чаю, ни белого хлеба он почти никогда не употреблял. Чай у него заменялся горячей водой с кусочком сахару, лимоном и черствым черным хлебом. Обедал он всегда вместе с монахами, и то раз в сутки.
Занимался тяжелой физической работой: рубил лес, косил, сапожничал. В Новоспасском обширном саду его видали на покосе с граблями в руках, а в келье с иголкой и шилом. Одежду и сапоги, поношенные ризы и стихари он всегда починял сам. Тяжелые работы не прошли даром: у Агапита образовалась грыжа, которая периодически страшно мучила его до гробовой доски: ни бандажей не носил, и других медицинских пособий при этом случае он не принимал, но как добровольный мученик, мужественно терпел мучительную боль, смотря на нее, как на наказание Божие за вольные и невольные прегрешения свои.
Диван, на котором он спал в худом подряснике и сапогах, без всякой подстилки, был жесткий и ветхий. Разных насекомых в этом диване и на полу спальни, было множество. И сам не мылся в бане, изредка переменяя белье в спальне. Летом ходил в крестьянских сапогах, а зимою в валеных.
Светских посетителей, хотя бы это были знаменитее вкладчики Новоспасской обители, он редко принимал на чашку чая и большею частью уклонялся от бесед с ними.
Пользовался благоволением свт. Филарета, митр. Московского, к-рый не раз предлагал ему занять епископскую кафедру. В 1856 году участвовал в короновании императора Александра II. Тогда же возникло предположение об избрании его в епископы, но он отклонил это предложение, а митрополит Филарет писал, что если бы избрание совершилось, то ненадолго, потому что он подвержен природной застенчивости, по которой с затруднением произносит поучение в большом собрании. В 1858 году представил митрополиту «Список предков царствующего дома Романовых, с определением мест, где кто из них почивает в Новоспасском монастыре».
Скончался после продолжительной болезни в 77 лет, погребен в Новоспасского мон-ря в заранее приготовленной им могиле за 9 лет. По смерти его, несмотря на то, что 24 года управлял он Новоспасской, осталось после него лишь огромное количество духовных книг и журналов, а денег не оказалось, кроме дохода из братской кружки, удержанного за последней год его болезненного состояния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий