ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Филарет Дроздов, Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
18-19 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Коломна, г. Сергиев Посад; г. Санкт Петербург, Тверская и Новгородская области и др. города России
ДНИ ПАМЯТИ
18 октября (5 октября ст. ст.) - в Cоборе Московских святителей, 2 декабря (19 ноября ст. ст.) - кончина и в Соборе Санкт-Петербургских святых
ЖИЗНЬ
Дроздов Василий родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Дроздова. До 9 лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.
В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 году, после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митр. Платона. Личность митр. Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митр. Филарета.
В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. По окончании семинарии 21 ноября 1803 года, после проведенного лично митр. Платоном экзамена, но был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.
30 августа 1806 года перемещен на высший класс - пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митр. Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своимиподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего краноречия и риторики. Митр. Платон писал о своем любимом ученике: "Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски".
Митр. Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении его в монашество. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритомСимеоном (Крыловым-Платоновым) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого, а 21 ноября митр. Платоном рукоположен во иеродиакона.
1 марта 1809 года по указу Св. Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором С.-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.
28 марта того же года митр. Амвросием рукоположен во иеромонаха; 9 марта определен на должность ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.
8 февраля 1810 году был переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.
8 июля 1811 году за отличие в проповедывании слова Божия Филарет был возведен в сан архимандрита.
Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Св. Синода митр. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А. Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения. В июле 1811 года по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.
В начале 1812 года от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св. Писания и св. отцов и руководства к прохождению священнослужительных должностей.
11 марта того же года определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории.
В академии архим. Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, "за раз было только одно дело на руках, а не три или пять".
Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архим. Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архим. Фотий, бывший в 1814 года студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архим. Филарета в своей автобиографии:
"Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих - всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет".
Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал ректор Петербургской академии архим. Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании "светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения". Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 года архим. Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.
В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую,Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.
В марте 1816 года по указу Св. Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.
3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля - членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.
23 июля 1817 года ему быть епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.
5 августа 1817 года в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, хиротонисан в епископа Ревельского.
15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Св. Синода.
26 сентября 1820 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.
С 3 июля 1821 года - архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до кончины своей Филарет с великою честью и пользой стоял во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая вместе с тем научно-литературной деятельности и не переставая принимать живейшего участия в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшей властью.
28 октября 1822 года, согласно прошению, уволен от звания члена Главного правления училищ.
22 августа 1826 года возведен в сан митрополита.
Скончался 19 ноября 1867 году.
МОЩИ
Похоронен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.
Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
МОНАСТЫРИ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Состояние на 28.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий