ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Покровский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Волоколамский район - село Архангельское, Шаховской район - село Ивашково, г. Сергиев Посад и Сергиево-Посадский район - г. Хотьково, Ногинский район - село Ямкино
ДНИ ПАМЯТИ
10 декабря (27 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 14 августа 1890 года в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Дмитрия Покровского, служившего потом в Спасской церкви села Ивашково Волоколамского уезда (ныне Шаховской район Московской области).
В 1905 году окончил Волоколамское духовное училище.
В 1912 году окончил Вифанскую духовную семинарию и был определён учителем церковноприходской школы в деревне Губинское Покровского уезда Владимирской губернии.
В 1915 году он был рукоположен во диакона и направлен в Хотьковский Покровский монастырь близ Сергиева Посада.
В 1916 году его перевели служить в Москву в Троицкую церковь, что в Троицком на Самотечной улице.
В 1919 году он был рукоположен во священника к тому же храму. После революции отец Николай был призван в тыловое ополчение Красной армии и служил в топливном отделе Управления Кремлем и домами ВЦИК. После увольнения отец Николай был вновь определён на служение в Троицкий храм.
В 1923 году его перевели служить в Спасскую на Песках в Каретном ряду церковь.
В 1930 году его перевели служить в Знаменскую церковь в Колобовском переулке. Отец Николай был возведен в сан протоиерея.
Летом 1930 года ОГПУ арестовало двоюродного брата отца Николая священника Александра Покровского, служившего в храме при Дорогомиловском кладбище, ложно обвинив его в «подготовке совершения террористических действий против членов советского правительства».
По подозрению в соучастии 6 октября 1930 года власти арестовали и протоиерея Николая Покровского и заключили его в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе, который состоялся 21 октября, отец Николай на вопрос о брате ответил: «Сейчас он арестован, за что – не знаю. Я у него бывал очень редко. За последний год был только два раза. Первый раз в январе и второй раз в июле 1930 года. Заходил я к нему в июле с сослуживцем по церкви диаконом Александром Козловым, просто как к родственнику, пробыли часа два или три. Пили чай, беседовали о церковных делах, кому сколько налога прислали, вспоминали о родственниках. На политические темы я с ним не беседовал». Составляя обвинительное заключение, следователь написал: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен… Учитывая социальный состав данной группы… есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь – товарища Сталина».
30 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Николая Покровского к 3 годам заключения в концлагерь.
После отбытия срока наказания отец Николай стал служить настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области.
19 ноября 1937 года в селе Ямкино было назначено участковое предвыборное собрание в помещении, ранее принадлежавшем церкви, в котором безбожники устроили клуб. На собрание людей пришло очень мало, вину за срыв собрания возложили на отца Николая. Осведомители сообщили в НКВД, что отец Николай якобы говорил: «Эти антихристы коммунисты посрамили святой храм и превратили его в публичный дом. Вы, верующие, во спасение своей души в это помещение ни на какие собрания не ходите, иначе будете наказаны на том свете за посрамление храма». Некий лжесвидетель, вызванный на допрос, сообщил: «Поп Покровский часто после богослужения произносил проповеди антисоветского содержания. Например, в августе после богослужения, обращаясь к верующим, говорил: православные, надо укреплять веру в Бога, не бояться гонений и преследований со стороны советской власти, вы сами чаще посещайте церковь и других, отшатнувшихся, привлекайте к ней». Другой лжесвидетель показал, что священник Покровский «часто после богослужений произносит проповеди антисоветского характера. Так, летом в одной из проповедей он говорил: православные, терпите все преследования, как терпел их апостол Пётр. Он хотя и отрекался от Христа, но снова пришёл к Нему. Так и вы, укрепляйте веру в Бога и всем своим знакомым говорите, чтобы они приблизились к Церкви и посещали храм».
26 ноября 1937 года протоиерей Николай Покровский был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. В тот же день были арестованы диакон Николай Широгоров и псаломщик Михаил Амелюшкин, служившие вместе с отцом Николаем в одном храме, а также священник Дмитрий Беляев из соседнего села Воскресенское, к которому отец Николай ходил исповедоваться. 27 ноября состоялся допрос.
– Следствием установлено, что вы вместе с другими служителями религиозного культа проводили контрреволюционную деятельность, – заявил следователь.
– Связь я со служителями религиозного культа: диаконом Николаем Широгоровым, регентом церковного хора Михаилом Амелюшкиным и священником Дмитрием Беляевым – действительно имел, но контрреволюционной деятельности не вёл, – ответил отец Николай.
– Следствию известно, что вы в процессе бесед на политические темы высказывали антисоветские настроения.
– Беседы на политические темы у нас имели место, но антисоветских настроений я в этих беседах не высказывал.
– Следствию известно, что вы летом 1937 года в церкви после богослужения произносили проповедь антисоветского характера.
– Проповедь антисоветского содержания я в церкви не произносил, а говорил чисто официального порядка о церковных службах и их времени.
– Следствию известно, что вы вместе с Амелюшкиным и Широгоровым в начале мая с целью срыва первомайской демонстрации устроили в церкви торжественное богослужение.
– Этого мы не делали.
– Следствию известно, что вы среди населения проводили антисоветскую деятельность, направленную на срыв проведения предвыборных собраний в селе Ямкино.
– Антисоветской деятельности, направленной на срыв предвыборных собраний, мы не вели.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю.
Через день следствие было закончено.
1 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила отца Николая к расстрелу за "контрреволюционную деятельность".
10 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
19 ноября 1937 года в селе Ямкино было назначено участковое предвыборное собрание в помещении, ранее принадлежавшем церкви, в котором безбожники устроили клуб. На собрание людей пришло очень мало, вину за срыв собрания возложили на отца Николая. Осведомители сообщили в НКВД, что отец Николай якобы говорил: «Эти антихристы коммунисты посрамили святой храм и превратили его в публичный дом. Вы, верующие, во спасение своей души в это помещение ни на какие собрания не ходите, иначе будете наказаны на том свете за посрамление храма». Некий лжесвидетель, вызванный на допрос, сообщил: «Поп Покровский часто после богослужения произносил проповеди антисоветского содержания. Например, в августе после богослужения, обращаясь к верующим, говорил: православные, надо укреплять веру в Бога, не бояться гонений и преследований со стороны советской власти, вы сами чаще посещайте церковь и других, отшатнувшихся, привлекайте к ней». Другой лжесвидетель показал, что священник Покровский «часто после богослужений произносит проповеди антисоветского характера. Так, летом в одной из проповедей он говорил: православные, терпите все преследования, как терпел их апостол Пётр. Он хотя и отрекался от Христа, но снова пришёл к Нему. Так и вы, укрепляйте веру в Бога и всем своим знакомым говорите, чтобы они приблизились к Церкви и посещали храм».
26 ноября 1937 года протоиерей Николай Покровский был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. В тот же день были арестованы диакон Николай Широгоров и псаломщик Михаил Амелюшкин, служившие вместе с отцом Николаем в одном храме, а также священник Дмитрий Беляев из соседнего села Воскресенское, к которому отец Николай ходил исповедоваться. 27 ноября состоялся допрос.
– Следствием установлено, что вы вместе с другими служителями религиозного культа проводили контрреволюционную деятельность, – заявил следователь.
– Связь я со служителями религиозного культа: диаконом Николаем Широгоровым, регентом церковного хора Михаилом Амелюшкиным и священником Дмитрием Беляевым – действительно имел, но контрреволюционной деятельности не вёл, – ответил отец Николай.
– Следствию известно, что вы в процессе бесед на политические темы высказывали антисоветские настроения.
– Беседы на политические темы у нас имели место, но антисоветских настроений я в этих беседах не высказывал.
– Следствию известно, что вы летом 1937 года в церкви после богослужения произносили проповедь антисоветского характера.
– Проповедь антисоветского содержания я в церкви не произносил, а говорил чисто официального порядка о церковных службах и их времени.
– Следствию известно, что вы вместе с Амелюшкиным и Широгоровым в начале мая с целью срыва первомайской демонстрации устроили в церкви торжественное богослужение.
– Этого мы не делали.
– Следствию известно, что вы среди населения проводили антисоветскую деятельность, направленную на срыв проведения предвыборных собраний в селе Ямкино.
– Антисоветской деятельности, направленной на срыв предвыборных собраний, мы не вели.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении я не признаю.
Через день следствие было закончено.
1 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила отца Николая к расстрелу за "контрреволюционную деятельность".
10 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле в Бутово Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2003 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Дубинский А. Вифанская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). М.: Прометей, 1999;
2. База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века";
3. Максим Максимов, свящ. Священномученик Николай (Покровский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005.
Состояние на 9.12.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий