ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Зеленов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Раменский район - село Бочевино, Шатурский район - село Пустоша, Зарайский район - село Старынино
ДНИ ПАМЯТИ
3 декабря (20 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Николай Зеленов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Раменский район - село Бочевино, Шатурский район - село Пустоша, Зарайский район - село Старынино
ДНИ ПАМЯТИ
3 декабря (20 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Родился в 1887 году в селе Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина.
С 1897 года он был певчим церковного хора.
Окончив в 1907 году Владимирскую Духовную семинарию, стал учителем церковноприходской школы села Яковцево Муромского уезда.
В 1911 году служил диаконом в селе Загарино Муромского уезда.
В 1912 году был рукоположен во священника к приходу в селе Голенищево Муромского уезда.
В июне 1917 года был назначен священником в село Загарино.
В 1926 году был переведен в деревню Марково Покровской волости.
С 1928 года до первого ареста отец Николай служил в селе Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа. Жители села любили священника и приобрели ему корову. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом.
Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 года. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп… в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», – писала газета. Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи.
3 ноября 1929 года отца Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом города Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, работники колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.
– Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, – закончил свой ответ на допросе отец Николай.
Другим обвинением против отца Николая был отказ с его стороны совершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза – священник детей крестить не будет. Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов. Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6–8 певчих, не считая слушателей. «Я понимаю, – сказал священник, – что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне не было… Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю».
Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «… на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко… церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.
6 февраля 1930 года отца Николая перевели в арестный дом города Покрова.
23 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к заключению в концлагерь сроком на три года.
Отбыв наказание, отец Николай был назначен служить в Покровскую церковь села Пустошей Шатурского района Московской области.
18 апреля 1933 года священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию. Владыка определил отца Николая священником к Богородице-Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области.
22 ноября 1937 года был арестован Зарайским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен.
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию также известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционную клевету на советскую власть и пораженческое настроение. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию известно, что вы призывали население при выборах в советы голосовать против коммунистов. Признаете ли это?
– Нет, я это отрицаю...
– Следствию известно, что вы высказывали террористические настроения против коммунистов. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.
Допрос был закончен. С момента ареста и во все время непродолжительного следствия отец Николай содержался под стражей в тюрьме Коломенского района.
27 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Николая к расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность".
3 декабря 1937 года был расстрелян.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938.М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь: Булат, 2005
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий