вторник, 1 ноября 2016 г.

Сергий Воскресенский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Сергий Воскресенский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

город Москва и Московская область: город Сергиев Посад

ДНИ ПАМЯТИ

11 марта (26 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ
Рождение. Сегодня здесь тоже тихо и красиво - в музее-заповеднике Коломенское. Так было здесь и раньше - наверное и всегда. И тогда, когда здесь в 1890 году родился у священника местной Иоанно-Предтеченской церкви Сергия и его жены Евдокии сын. Назван он был тоже Сергием. Только тогда здесь было село Дьяковское. О нем напоминают парковые дорожки, которые почему-то по-прежнему называют 1-й и 2-й улицами Дьякова городища, да несколько деревянных старых домов у храма. Может показаться, что в советские дни тут на время померкла красота. Гонения безбожным кажутся страшными. Но ничто не может погубить красоту Божью - ни природную, ни человеческую. Если человек сам не губит свою красоту, данную от Бога отступлением от Него. Всё также красиво текла тут, изгибаясь Москва-река, всё также обильно цвели сады, светило солнце, зеленела травка в оврагах... Но еще светлее и теплее людям было от света местного праведника, крещеного сразу после своего рождения священником коломенского Казанского храма Симеоном Наумовым. Сиял он своими проповедями и своей жизнью во Христе. Своей любовью! А что было тяжелое время... Когда тяжело - любовь и побеждает особенно наглядно!

Учеба. А сначала окончил Сергей в 1907 году Перервинское духовное училище (находилось оно в стенах Николо-Перервинского монастыря - неподалеку), а затем Московскую духовную семинарию. Важно быть не просто верующим, но церковным человеком. Точно знать основы своей веры, учения Христа.
Учитель. В 1915 году Сергей пошел работать учителем словесности в школу при женском Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде (районе). Знания требуют приложения. Иначе они угасают и пропадают. Становятся талантом, зарытым в землю. За год своей работы в школе Сергей просветил многих воспитанниц светом Христова учения.

Женитьба и священнослужение. А в следующем году - два события, круто изменили его жизнь. Вступление в брак и принятие священного сана всегда оказывают серьезное влияние на человека. Налагают ответственность, умудряют - и окрыляют. Сначала Сергей женился на девице Александре, дочери священника Николая Никольского - он служил в Подольске. А вскоре он был рукоположен в сан диакона и до 1920 года служил в монастыре - где еще недавно преподавал родной язык. В 1920 году скончался его отец, и диакон Сергий был рукоположен в сан священника. Стал служить в храме Иоанна Предтечи в Дьяковском. В нем прошло всё его священнослужение. Много событий - радостных и печальных. Волнение - вполне естественные для любого из нас. Но главное не это - Бога отец Сергий пронес через всю жизнь.

В 1923 году власти Москвы отняли дьяковский храм у верующих. Это тоже надо уметь перенести во Христе смиренно. Как проявление Божьего Промысла. Когда человек с Богом - тяжесть легка - жить легко. Это трудно понять неверующим. Легче по-мирски возроптать. Но как тогда тяжело будет спастись!

Отец Сергий рассудил духовно - принял это, как волю Божию. Перешел служить в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском. Церковный народ любил его. Если надо было крестить или идти срочно причащать - никому не отказывал. А крестьяне тогда в Коломенском были зажиточны, имели большие сады на заливных москворецких лугах, продавали ягоды и фрукты на Болотной площади Москвы. Отец Сергий тоже торговал там плодами со своего сада-огорода. Зарабатывал себе и семье своей на жизнь своими же трудами.

Люди в селе, само село дышало Богом. Это вызывает ненависть богоборческих властей. Что и совершенно понятно. Когда их злоба возросла - отца Сергий арестовали. Его предупреждали об этом, советовали некоторые уехать, бежать. Многие на его месте так бы и поступили. А он остался со своими любимыми прихожанами, в любимом храме Божием. Решил не противиться воле Божией, не убегать от неизбежного, а выпить чашу страданий за Христа до дна. До конца. В этом и есть подвиг - и в этом через подвиг выковывается будущая слава.

Арест и допросы. Это многим сейчас кажется страшным. Но у христиан, у отца Сергия был совсем другой подход - может он даже улыбнулся на их бессилие. Арестовали его в марте 1932 года. А дальше-то что?.. Он внутренне знал - что они обречены на настоящее поражение. Как и всякий безбожник. Ибо их дело неправо перед Богом. А значит и обречено всегда на поражение. Сначала его содержали в концентрационном лагере в селе Царицыно (тогда это был пригород Москвы) вместе с другими арестованными. Обвинили в распространении антисоветских слухов и создании антисоветской группы, которая вредила мероприятиям партии в деревне.

Пошли допросы. Как всегда нашлись лжесвидетели. Лжесвидетели показали, что священник часто ходил по домам, делал поборы, говорил, что придет время, когда народ будут хоронить без отпевания, а проповедовать слово Божие будет некому; под Москвой устроят голодную степь, работать будет некому, так как лучших крестьян ссылают, потому что они не хотят идти в колхоз, а колхоз ничего хорошего не принесет; против гонений и закрытий храмов надо выступать, крепко держаться за Церковь, которая останется непобедимой. Даже его сослужитель в Казанской церкви, священник Николай Покровский, и то выступил против него: даже сказал, что тот использовал свое положение для антисоветской работы, обрабатывая в этом направлении верующих, подбирая из их среды группу единомышленников и через них проводя дальнейшую работу; говорил, что работы в Советском Союзе производятся принудительным трудом из-под палки полуголодным народом, а настоящие труженики-крестьяне находятся в ссылке, где живут плохо, в землянках, всё имущество их разграблено правителями. Так познаются люди Божии и небожии. Все по-написанному: даже человек мирный со мной, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Хотя ведь по сути, если даже отец Сергий и говорил такие и подобные слова - они были сущей правдой. В чем пытались его уловить и обвинить - это же против них и свидетельствует.

Вера же возвышает и укрепляет человека. Отец Сергий не мог врать - как служитель Божий и как просто любой честный человек. Он лишь свидетельствовал о правде. Правда была в том, что он не мог остаться в стороне от жизненных реалий, отстраниться от них, убежать куда-то... И потому говорил с колхозниками о высланных кулаках, оставленных ими здесь семьях: об их материальном обеспечении, моральном состоянии. Сказал правду и про себя: "Сельсовет Дьяковского в 1929 году произвел изъятие у меня части имущества – стульев, столов, шкафов и так далее. Часть из них мне была возвращена, часть не возвратили. Я облагался в индивидуальном порядке налогом. По ягодам мне было дано твердое задание, часть моего дома сельсовет использовал под жительство рабочим овощного комбината, вынудив мою семью проживать в тесноте. При реализации займа мне было предложено подписаться на заем в 200 рублей, я предложил 50. В результате я на заем не подписался. Все это вызывало во мне недовольство советской властью и ее представителями на местах – сельсоветом. Сдавая ягоды советской власти по твердым ценам, я был лишен возможности получить за сданную продукцию хлеб и промтовары, так как продукты питания приходилось покупать на рынке, платя за них по рыночным ценам. Поселив в моем доме рабочих, принудили меня с семьей ютиться на площади, не удовлетворяющей мою семью. Но, несмотря на все это, я со своей стороны имеющееся у меня недовольство окружающим не передавал и агитацией не занимался. Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю". Правда сказана - но безбожными не принята.

Значит пора на небо. Милое небо. Вот следователь безбожный сгущает краски, угрожает, пыхтит, гремит словами - а для свидетеля Царствия Божия - ясный день и Солнце правды. Его обвинили в организации в селе антисоветской группы кулаков, которая якобы внушала крестьянам, что организация колхозов убьет религию, с целью дискредитации советской власти распространяла слухи о гибели советской власти и слухи о том, что один из местных колхозников якобы видел видение, что он при возвращении из Москвы в село на дороге встретил старца, который предложил ему посмотреть назад, в правую и левую стороны, и когда он посмотрел, то сзади увидел армию и кровь, слева – замученных и оборванных колхозников, а справа – единоличников в хороших костюмах, сытых и жизнерадостных. Правдивое и яркое видение - история показала затем его правоту.

Приговор и ссылка. Обвиняемых перевезли в Бутырскую тюрьму Москвы. В 1932 году Тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере на Беломорско-Балтийском канале.
В начале марта следующего года отца Сергия посадили в камеру с уголовниками. Они сняли с него полушубок и остальную одежду - выгнали на сильный мороз.
Кончина. Не перенеся издевательств, священник Сергий Воскресенский скончался 11 марта 1933 года. Сверкнул - и ушел с этой земли к Богу. Но его свет с тех пор сияет всему миру.
 ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Священномученик Сергий Воскресенский был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящено.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написано.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-76357. т. 1, т. 2;
РГИА. Ф. 831, д. 189;
Из истории музея «Коломенское». М., 1998;
Православные монастыри России. Краткий справочник. Новосибирск, 2000;
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Тверь, 2005;
БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 14.01.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий