ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Дмитров
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
Николай Дмитров
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
город Москва и Московская область: город Сергиев Посад; Тверская область
ДНИ ПАМЯТИ
8 марта (23 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
город Москва и Московская область: город Сергиев Посад; Тверская область
ДНИ ПАМЯТИ
8 марта (23 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Рождение. Сегодня - это престижный район Москвы. Со многими улицами, многоэтажными домами. Шумной жизнью шумных людей. Где храмы не возвышаются, а теряются среди каменных монстров цивилизации. И как всё меняется в этом мире преходящем. Еще каких-то 50 с небольшим лет назад отмотать - и это было еще Подмосковье. Город Кунцево. А еще век назад - ничем особо не примечательное подмосковное село с тем же названием. Но только храм здесь был центром всей жизни. И служил в нем в конце 19 века священник Лавр, у которого родился в 1878 году сын Николай. Кто в ту пору мог подумать, что он превзойдет своим подвигом отца - прославит Бога мученичеством. И себя обессмертит!
Учеба. Это случится через 60 лет. А пока, как и было принято в семьях священников, - духовное образование сыновей. Николай учился и в 22 году окончил Московскую духовную семинарию. О чем он думал в годы духовной учебы? О будущем священнослужении, о славе святых, о величии и премудрости Бога. В его жизни отразилось Небо. Семья, уроки наставников в семинарии, свои молитвы взрастили в нем подвижнический самоотверженный дух.
Учитель. Не всегда сразу после семинарии выпускники начинают священствовать. Конечно, надо жениться. Но и чтобы жениться и чтобы вообще дозреть до твердого и ответственного желания принять сан нужно часто время. Николай пошел работать учителем в свою сельскую школу. Знания должны работать. Николай ими щедро делился с детьми.
Семья. В то время священника села Завидова Тверской губернии Николая Розанова разбил паралич. Его дочь Екатерина училась в гимназии, где учительницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении Николая принять сан священника, она познакомила их. Так и повенчались Николай с Екатериной в 1908 году. У них затем родилось четверо детей, которых священник воспитывал в любви к Богу и Церкви. Отец Николай и в поле после службы работал. Всегда брал детей, особенно на покосы. Шли косить рано утром. Часто бывало, что отец Николай, увидев одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей». Они помогали. Здесь, в Завидове, крестьяне любили отца Николая за простоту в общении, что он никогда никому не отказывал в помощи. Хотя и самому было материально трудно. Если не мог помочь деньгами, помогал трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в ремонте дома. Нищих приглашал за стол. Самое лучшее воспитание. Дети это крепко усваивают. Увидев нищего, и они стали брали что‑нибудь из дома и подавали им. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять». Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую постройку, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти все увеличивали. Вот так и жила священническая семья. Образцово - и для нас тоже! И было это не в древности - совсем в сущности недавно!
Священнослужение. Итак, с 1909 года отец Николай служил в церкви села Завидова. Прихожане, полюбили священника за доброту, отзывчивость, отличное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду он шел пешком в дальние деревни, составлявшие приход храма, иногда за 25 километров - причастить больного. Власти пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. Тогда обещали отменить большие налоги. Уговаривали нескольких лет. Исповедник отвечал: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».
В 1930 году батюшка Николай отказался лжесвидетельствовать против арестованного второго завидовского священника - Григория Раевского. Он мог сказать о нем только хорошее. Но властям это было не нужно. Снова подвижник победил.
В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за 3 месяца сдал 150 кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, а священник уже был в годах. Он было пытался жаловаться, но местные власти ему отказали, хотя и уменьшили норму вдвое.
Арест и ссылка. Волна репрессий шла неумолимо. Злоба безбожных росла. В 1933 году подвижника Николая Дмитрова арестовали за неуплату налогов и приговорили к году заключения в исправительно-трудовом лагере.
Продолжение священнослужения. После отбытия заключения отец Николай вернулся служить в Завидово. С ним в одном доме жил отец Григорий Раевский. После смерти жены отца Григория, отец Николай взял в свою семью их дочь, свою крестницу Нину. Опекал он ее и после ареста отца Григория в 1937 году.
Новый арест, допрос и приговор. А в 1938 году отца Николая тоже арестовали. Он в то время тяжело болел. Провожала его жена. Он уговаривал ее не унывать, не отступать от Церкви и веры, никогда не сдаваться. На допросе он не признал себя виновным в контрреволюционной агитации. Но тройка при УНКВД СССР по Калининской области приговорила отца Николая к расстрелу.
Кончина. 8 марта 1938 года священномученик Николай Дмитров был расстрелян в тверской тюрьме. Он прожил прекрасную жизнь. В которой его любовь победила всю злобу и все козни врагов.
Семья. В то время священника села Завидова Тверской губернии Николая Розанова разбил паралич. Его дочь Екатерина училась в гимназии, где учительницей была двоюродная сестра Николая Дмитрова. Зная о намерении Николая принять сан священника, она познакомила их. Так и повенчались Николай с Екатериной в 1908 году. У них затем родилось четверо детей, которых священник воспитывал в любви к Богу и Церкви. Отец Николай и в поле после службы работал. Всегда брал детей, особенно на покосы. Шли косить рано утром. Часто бывало, что отец Николай, увидев одинокую старушку, говорил: «Давайте, ребята, поможем ей». Они помогали. Здесь, в Завидове, крестьяне любили отца Николая за простоту в общении, что он никогда никому не отказывал в помощи. Хотя и самому было материально трудно. Если не мог помочь деньгами, помогал трудом, принимая участие то в крестьянской работе, то в ремонте дома. Нищих приглашал за стол. Самое лучшее воспитание. Дети это крепко усваивают. Увидев нищего, и они стали брали что‑нибудь из дома и подавали им. А отец Николай говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять». Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую постройку, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти все увеличивали. Вот так и жила священническая семья. Образцово - и для нас тоже! И было это не в древности - совсем в сущности недавно!
Священнослужение. Итак, с 1909 года отец Николай служил в церкви села Завидова. Прихожане, полюбили священника за доброту, отзывчивость, отличное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду он шел пешком в дальние деревни, составлявшие приход храма, иногда за 25 километров - причастить больного. Власти пытались уговорить отца Николая оставить служение в храме и отказаться от сана. Тогда обещали отменить большие налоги. Уговаривали нескольких лет. Исповедник отвечал: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».
В 1930 году батюшка Николай отказался лжесвидетельствовать против арестованного второго завидовского священника - Григория Раевского. Он мог сказать о нем только хорошее. Но властям это было не нужно. Снова подвижник победил.
В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за 3 месяца сдал 150 кубометров дров. Его дети к этому времени разъехались, а священник уже был в годах. Он было пытался жаловаться, но местные власти ему отказали, хотя и уменьшили норму вдвое.
Арест и ссылка. Волна репрессий шла неумолимо. Злоба безбожных росла. В 1933 году подвижника Николая Дмитрова арестовали за неуплату налогов и приговорили к году заключения в исправительно-трудовом лагере.
Продолжение священнослужения. После отбытия заключения отец Николай вернулся служить в Завидово. С ним в одном доме жил отец Григорий Раевский. После смерти жены отца Григория, отец Николай взял в свою семью их дочь, свою крестницу Нину. Опекал он ее и после ареста отца Григория в 1937 году.
Новый арест, допрос и приговор. А в 1938 году отца Николая тоже арестовали. Он в то время тяжело болел. Провожала его жена. Он уговаривал ее не унывать, не отступать от Церкви и веры, никогда не сдаваться. На допросе он не признал себя виновным в контрреволюционной агитации. Но тройка при УНКВД СССР по Калининской области приговорила отца Николая к расстрелу.
Кончина. 8 марта 1938 года священномученик Николай Дмитров был расстрелян в тверской тюрьме. Он прожил прекрасную жизнь. В которой его любовь победила всю злобу и все козни врагов.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен на одном из городских кладбищ Твери в неизвестной общей могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
19 сентября 1999 года священник Николай Дмитров канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии.
В августе 2000 года он был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Похоронен на одном из городских кладбищ Твери в неизвестной общей могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
19 сентября 1999 года священник Николай Дмитров канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии.
В августе 2000 года он был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Тверь, 2005;
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Тверь, 2005;
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий