воскресенье, 30 октября 2016 г.

Гололобово

СТАТУС

 
Село в Коломенском районе.

 
Входит в состав Биорковского сельского поселения (адм. центр - пос. Биорки).

ОПИСАНИЕ

ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ

 
1. На электричке: с Казанского вокзала до станции Голутвин (117 км), далее автобусом на Озеры или Запрудный (12 км), пешком (2 км).

СХЕМА ПРОЕЗДА

СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ

ТОПОНИМИКА

ИСТОРИЯ

 
В писцовых книгах XVI в. записано: «За Иваном Ивановым сыном Шерефединова старая их вотчина село Гололобово, на речке на Коломенке, а среди села пруд, да в селе церковь Рождество Христово, древяна, клецки». С 1807 по 1820 г. в с. Гололобово, купленном им, жил с огромным семейством Иван Дмитриевский (1754-1828 гг.). Сын протоиерея, он учился в Рязанской Духовной семинарии и в Славяно-греколатинской академии. Одновременно был певчим в архиерейском хоре. Сочинял духовную музыку. С 1778 г. - учитель греческого и еврейского языков, позже риторики и философии в Рязанской Духовной академии. Был регентом архиерейского хора. С 1779 г. - канцелярист в Рязанской Духовной консистории. С 1788 г. - переводчик в Синоде. В 1790 г. - секретарь Тамбовской Духовной консистории. В 1799 г. уволен из ведомства Священного Синода по подозрению во взятках. С 1800 г. Иван Иванович - учитель в Московском благородном пансионе и в Университетской гимназии. Ученики характеризовали его как сведущего богослова, археолога, знатока греческого языка, но нравом «старинного семинариста». Он был среднего роста, со старомодной причёской, в неуклюжих башмаках с заплатами, и кафтан его был весь масленый от блинов, которые он любил. В 1805 г. Иван Иванович был произведён в коллежские асессоры в связи с успехом его труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию...», поднесённого автором императору Александру I и удостоенного денежной награды. Его использовал Н.В. Гоголь при работе над «Размышлениями о Божественной литургии». С 1807 г. Иван Иванович в отставке, издал автобиографию. В 1820 г. с семьей переехал в Рязань. У него было 10 сыновей.

 
В 1830-е гг. частями села владели коллежский асессор Пётр Мещанинов, капитан А. Дашков и поручик Александр Вельяшев. Потом владел его брат, генерал-майор Петр Вельяшев (1812-1897). Он женился на вдове политического эмигранта, друга Герцена, Николая Сазонова и воспитал его детей (Александра, Алексея, Ивана и Льва). В 1890 г. в Гололобове была усадьба врача Гридина, в 1911 г. - К.Лесина.

 
Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения. Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789г. было разрешено подвести под неё каменный фундамент и покрыть тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Но, скорей всего, в 1790 г. вместо ветхой церкви просто поставили новую, также посвященную величайшему евангельскому событию – Рождеству Христову. По некоторым данным сруб для здания новой церкви был куплен у помещика Волконского из села Кривцы. Известно, что церкви Рождества Христова принадлежали небольшие земельные угодья. В её ведении находилась 1 десятина усадебной земли и 33 десятины земли пахотной и сенокосной. Как пишет исследователь истории Коломенского края Г. И. Бычков: «Дома священнослужителей были собственные и стояли на церковной земле. Постоянного оклада они не имели, и содержание их было «скудным». К сожалению, известны имена лишь немногих священнослужителей, служивших в этом храме. Людская память сохранила до нас дорогие имена первого настоятеля храма священника Михаила и последнего – священника Александра. Некоторые имена священнослужителей мы узнали из архивных данных. В 1813 г. в нашем храме служил священник Иоанн Иоаннов, о котором известно, что он «в школах не был», то есть не имел богословского образования. В «Метрической книге для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших» Христо-Рождественской церкви села Гололобово Коломенского уезда Протопоповской волости» значится, что с марта 1829 г. в ней служил священник Василий Померанцев вместе с псаломщиком Василием Введенским, еще одним настоятелем храма Рождества Христова был священник Сергей Петрович Птенцов, который по окончании Московской Духовной семинарии в 1867 г. был рукоположен в священный сан и направлен в с. Гололобово. За обращение в Православие старообрядцев и безвоздмездное прохождение должности увещевателя и приведение к присяге мировых судей Коломенского уезда отец Сергий был удостоен церковных наград в виде архипастырских благословений. В 1879 г. его назначают благочинным, но по состоянию здоровья он не мог долго занимать эту должность, и согласно поданному им прошению был от неё освобождён, а в 1888 г. переведен в с. Дарищи. При богослужении ему тогда помогал пономарь Илья Орлов. С 1877 г. до определённого времени в нашем храме часто совершал богослужения протоиерей Виктор Давидович с диаконом Иаковом Иваницким и пономарем Трифоном Макаревичем. Протоиерей Виктор скорее всего не был настоятелем храма Рождества Христова, а всего лишь замещал больного и немощного священника Сергия Птенцова. После священника Сергия Птенцова следующим настоятелем стал отец Иоанн Карпов.

 

 
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ


ХРАМ

НАЗВАНИЕ

 
Рождества Христова 

ИСТОРИЯ

 
В 1890-х гг. на средства местной помещицы А. Гридиной построена существующая каменная церковь.

 
Священник Иоанн Карпов, назначенный сюда в храм в 1887 году, открывает Общество трезвости, в 1896 г. – церковно-приходскую школу (в 1901 г. для неё был выстроил отдельное здание, затратив и свои собственные деньги), в 1897 г. – приходское попечительство о бедных. Для того, чтобы народ окончательно отучить от пьянства и привить ему культуру трезвого общения в 1903 г. батюшка на средства Московского губернского комитета попечительства о народной трезвости построил чайную (на её месте сейчас стоит магазин), в которой сам стал распорядителем. Заботясь о воцерковлении своей паствы, при храме был организован любительский церковный хор, который существовал до революции в течение 25-ти лет. У отца Иоанна и его супруги Екатерины Матвеевны было двое сыновей: Сергей (род. 1884 г.), окончил Московскую Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей; и Николай (род. 1892г.), учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета. Вместе с отцом Иоанном служил диакон Антоний Димитриевич Пашков и пономарь Илья Орлов. Церковным старостой был дворянин, помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов. Записи сделанные в Метрической книге рукой протоиерея Иоанна Карпова обрываются в декабре 1918 г. Далее он служить не мог по старости и по причине болезней. Богослужения вместо него совершали приходящие время от времени разные священники. В 1926 г. он мирно отошёл ко Господу, и был похоронен на почётном месте – за алтарём построенного им храма.

 
Рядом с деревянным храмом находилось церковное кладбище. На нем в 2004 году были обнаружены могильные плиты приблизительно XVI века. Здесь же находились могилы действительного статского советника А. Сазонова, генерал-лейтенанта Ф. Преображенского и генерал-майора П. Вельяшева, помещика Бьорка.

В 1929 г. храм начали разрушать, церковную утварь и иконы растащили, колокола сорвали, позже обвалился центральный купол. В течение длительного времени здание использовалось под различные нужды села без ремонта.

 
Судьба последнего настоятеля храма священника Александра неизвестна.

С 1995 г. начались восстановительные работы с участием Карасевского керамического и Гололобовского кирпичного заводов.

 
Первым настоятелем после возвращения храма верующим был назначен протоиерей Виктор Спиридович. Под руководством председателя Приходского совета Борисовой Клавдии начались восстановительные работы: были вывезены удобрения, залит бетонный пол, вставлены окна, заделаны дыры в крыше, проведены свет и газ, установлен иконостас и подготовлен алтарь для проведения богослужений.

 
В 1999 году настоятелем был назначен преподаватель Коломенской Духовной семинарии священник Дионисий Басов. С этого года в церкви начались совершаться регулярные богослужения и продолжились восстановительные работы. В 1999 году на пожертвованные средства внутреннее помещение храма было заново отштукатурено, постелены деревянные полы, а в следующем – восстановлен центральный купол с позолоченным крестом. В 2007 закончили восстановление колокольни храма. В 2008-2009 годах восстановили кирпичную кладку боковых маковок. В 2011 году установили восточные витые маковки.

 
С 2003 года храму помогает ГУ МО «Мособлгосэкспертиза». Благодаря помощи благотворителей восстановительные работы не прекращаются.

 
ЛИЧНОСТИ

АРХИТЕКТУРА

 
Бесстолпный пятиглавый храм с тремя апсидами и трехъярусной шатровой колокольней - характерный образец своего времени. Благодаря многообразию архитектурных мотивов, его облик чрезвычайно живописен. Сложные формы завершения храма навеяны образами собора Василия Блаженного и отчасти Дьяковской церкви.

ДУХОВЕНСТВО

 
Настоятель: священник Дионисий Басов. Родился в 1975 году. В 1992 году окончил среднюю школу, а в 1994-м - Московское епархиальное духовное училище; наконец, в 1997-м - Московскую духовную семинарию. Преподаватель церковного права в Коломенской Духовной Семинарии.

 
СВЯТЫНИ

РЕЖИМ РАБОТЫ

 
Богослужения проходят по воскресеньям (всенощное бдение в 16.30, а литургия - в 8.30) и в дни больших церколвных праздников.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)

 
Воскресная школа начала свою работу в 2000 году. Сначала занятия проводились в небольшом помещении храма - в библиотеке. Со временем количество детей в школе увеличивалось и возникла необходимость в постройке отдельного помещения. Сегодня дети в школе изучают закон Божий, основы нравственности, занимаются творчеством. В большие праздники совместно с преподователем Лузгиной Ириной готовятся спектакли, разучиваются стихотворения к текущему празднику. С праздничными программами дети выступают в клубах поселков Биорки и Лесной, также в детских садах поселков Биорки и Заречный и в военной части. Нередко дети с батюшкой и членами прихода совершают поломнические поездки или походы по святыням края. 8 июня 2013 года для учащихся воскресной школы был организован поход в Покровский храм с. Малое Карасево. После поклонения святыням храма поход зашел на могилу трагически погибшего в прошлом году настоятеля храма иеромонаха Варфоломея (Кондакова). 26 июня воспитанниками воскресной школы села Гололобово вместе с учениками Пановской средней школы посетили Озёрское благочиние. Приехав в город Озёры, паломники подошли к Троицкому собору – главному храму города, где благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков провел экскурсию по храму и рассказал детям о празднике Святой Троицы. После экскурсии состоялась военно-спортивная игра – «Тропа разведчика». Соревнования проводились в лесном массиве села Горы Озёрского района. Их провели курсанты православного военно-патриотического клуба «Россияне» Озёрского благочиния. Первым этапом соревнований было ориентирование на местности. По карте командам необходимо было обнаружить тайники, добраться до штаба, не нарушая маскировки. Основным этапом военно-спортивного праздника стало прохождение сложной полосы препятствий. Некоторые конкурсы требовали от участников преодолеть собственный страх, пройти с использованием страховочных систем по верёвочным мостам.  Другие конкурсы требовали терпения, умения сосредоточиться и найти выход в сложный момент. Например, прохождение «минного поля», проползание под «колючей проволокой», подъём по крутому склону с использованием горной техники, оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Здесь участники команд должны были не только сами безошибочно пройти испытание, но и в последующем помочь своим друзьям преодолеть его.

 


 
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ

 
Молочная ферма

ПУНКТЫ ПИТАНИЯ

ПУНКТЫ ОТДЫХА

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА

 
 Карта Московской области
Г. И. Бычков «Коломенская церковь», М., 2001.

Состояние на 19.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий