воскресенье, 30 октября 2016 г.

Титовское

СТАТУС

 
Село в Сергиево-Посадском районе.

 
Входит в состав городского поселения Богородское, которое было образовано в 2005 году (адм. центр - поселок городского типа Богородское).

ОПИСАНИЕ

 
Село Титовское находится в 35 км от г. Сергиев Посада, вдалеке от основных трасс (прежде всего, от Ярославского шоссе), в 80 км от г. Москвы.

 
В селе официально зарегистрировано 11 человек (2004).
В селе 3 жилых дома.

 
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ

 
1. Электричкой: С Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (71 км), далее автобусом до остановки Красный факел - 28 км, далее пешком 4 км.

СХЕМА ПРОЕЗДА

СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ

ТОПОНИМИКА

ИСТОРИЯ

 
Село Титовское Верхне-Дубенского стана Переяславского уезда известно с XV века как светская вотчина.

 
В 50-60-х годах XVI века село принадлежало думному дьяку Посольского приказа Ивану Висковатому.

 
В переписных книгах в начале XVII в. Титовское значится за боярином Пименом Васильевым. В те годы в селе стояла ветхая церковь «без пения».

 
В 1689 г. тщанием местного помещика Максима Григорьева она была восстановлена, и в ней начались богослужения. В это время при церкви были «поп Иван Иванов и пономарь».

 
Начиная с 17 века здесь была усадьба Титовское. Она принадлежала помещицам Киреевской, Квашниной и Муравьевой (на сегодня от усадьбы остались только пруды и церковь).

 
Киреевские — русский дворянский род. Немир Киреевский был воеводой (1614—1625) в Валуйках, Лебедяни и Одоеве, а в 1616 состоял при посольстве в Англию. Его брат Григорий Фёдорович был осадным головой в Гремячем (1616), а в 1627—1651 составил межевые книги по Данкову, Сапожку, Ряжску и Рязани. Василий Киреевский в 1618 был пожалован вотчиной; его сыновья Иван и Тимофей участвовали в польских походах, а также в походах чигиринском и против Стеньки Разина. Потомками Василия в 8 поколении были Иван и Пётр Киреевские.

 
Квашнины-Самарины — русский дворянский род, одного происхождения с Квашниными. Правнук Ивана Квашни, Степан Самара, был родоначальник Квашниных-Самариных. Василий Квашнин-Самарин был воеводой в Мезени (1666 год—1669 год). Кириак был постельничим царя Иоанна Алексеевича, а затем окольничим в 1689 году. Пётр Квашнин-Самарин был герольдмейстером (1742 год), Пётр — президентом Юстиц-коллегии при Екатерине II, а при Павле — сенатором, а с 1786 по 1793 год губернатор в Новгородском наместничестве.

 
В приход Тихвинской церкви села Титовское входила деревня Борисово. В конце XIX в. в селе и в деревне проживало 496 чел.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

ХРАМ

НАЗВАНИЕ

 
Тихвинской иконы Божией Матери

 
Придел: вмч. Димитрия Солунского

ИСТОРИЯ

 
В 1758 г. иждивением помещиц Киреевской, Квашниной и Муравьевой вместо деревянной церкви построили каменный храм с трехъярусной шатровой колокольней. Первоначально в церкви было три престола: центральный — Тихвинской иконы Божией Матери и в приделах — свв. праведных Захарии и Елисаветы и вмч. Димитрия Солунского.

 
В 1883 г. придел  свв. праведных Захарии и Елисаветы был упразднен.

 
С 1928 по 1936 гг. в церкви служил иерей Василий Парийский, ныне прославленный РПЦ в лике новомучеников Российских. Окончив Переяславское духовное училище, он поступил во Владимирскую Духовную семинарию. Но закончил только один курс и был направлен псаломщиком в родное село Александровского уезда. В 1925 году Василий был рукоположен во дьякона, а через 3 года – во священника к Тихвинской церкви села Титовское . Здесь он прослужил до 1936 года, когда был переведен в Успенский храм села Красное Куровского района Московской области. 27 ноября 1937 года о. Василий был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и 8 декабря того же года – расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.

После ареста последнего настоятеля священника Василия Умнова в 1938 году, храм был закрыт и разорен. В нем хранили в нем картофель, зерно, химические удобрения.

В 1993 г. он был передан православной обшине в руинном состоянии.

 
Трудами настоятеля и прихожан Тихвинская церковь восстановлена.

 
ЛИЧНОСТИ

АРХИТЕКТУРА

 
Храм типа "восьмерик на четверике" с прямоугольным алтарем, бесстолпной трапезной и трехъярусной шатровой колокольней - характерный образец провинциального культового зодчества эпохи барокко; композиционными и строительными приемами тесно связан с архитектурой конца XVII в. Восьмерик, несущий высокий, параболического очертания сомкнутый свод, опирается на ступенчатые тромпы. Его кровля в виде низкого шатра в совокупности с шатровым покрытием колокольни, снабженном двумя рядами "слухов", вносят в облик памятника наиболее ощутимые черты традиционализма. Трапезная перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. Два находившихся в ней придела снаружи выявлены глухими, поставленными на восточных углах гранеными барабанами с кирпичными главами в форме колокола. Скромный декор здания, типичный для раннего барокко, имеет плоскостный характер. Это рамочные наличники с "ушами" и трилистником-замком, разнообразно отделанные лопатки, несложные карнизы из лекальной кирпича. Фасады, прежде белившиеся по кладке, недавно оштукатурены и окрашены в голубой цвет.

 
ДУХОВЕНСТВО

 
Настоятель храма с самого начала возобновления здесь богослужения в 1993 году (после запустения) - священник Георгий Кузнецов. В 1980 году он окончил Загорский техникум игрушки. А рукоположен был в 1992 году. С женой он растил 10 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Судьба многих детей достаточно трагична, многие из них были подкидышами или беспризорниками, некоторые остались без родителей. В 2011 году в его доме при храме был пожар. В результате двухэтажный кирпичный дом выгорел полностью. Пожарным удалось не допустить распространения огня на располагающиеся рядом здания церкви и хозяйственной постройки. Но погибли жена священника и трое детей-воспитанников его приюта. Г. Кузнецов уже овспитал два поколения детей, многие из которых уже создали свои семьи и живут самостоятельно. Ввиду сложной ситуации с документами на некоторых детей органы опеки не выплачивают каких-либо пособий. Местная администрация действенной помощи не оказывает.

СВЯТЫНИ, ИНТЕРЬЕР

 
Особым почитанием в храме пользуется образ Тихвинский иконы Божией Матери, сохраненный в Ильинской церкви Сергиева Посада. Икона написана в 1756 г. по просьбе Анастасии Квашниной с чудотворного образа, находившегося в Тихвинской святой обители (С обратной стороны иконы подпись: «Сей святой образ написан с чудотворного образа во святой обители Тихвинской, мерою и изображением точно с того чудотворного образа Пресвятой Богородицы обещанием вдовы Настасии Квашниной 1756 года, декабря 6 дня»). В 1998 г. храмовая святыня вернулась в Тихвинскую церковь.

 
Образ святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя села, переданный настоятелем Успенской церкви Сергиева Посада протоиереем Владимиром Кучерявым в дар храму в Титовском в 1993 году.

 
Интерьеры заново отделаны в 1990-х гг. и подготовлены к росписи. Полы из метлахской плитки.

 
РЕЖИМ РАБОТЫ

 
Богослужение совершается по воскресеньям и большим праздникам. Всенощное бдение в 17.00, часы и Божественная Литургия в 9.00.

 
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)

 
Прихожанами являются жители г. Краснозаводска, которых привозит и увозит церковный автобус.

 
Работает воскресная школа.

 
При храме работает церковноприходская школа для обучения детей в начальных классах.

 
Рядом с храмом - сельский (бывший усадебный) пруд.

 
На храме установлены красивые часы перед входом.

 
Храм окружает небольшая низкая ограда.

 

 

ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ

ПУНКТЫ ПИТАНИЯ

ПУНКТЫ ОТДЫХА

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Холмогоров. Холмогоров В., Холмогоров И. Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII вв.
Памятники архитектуры Московской области в 2 тт. М., 1975.
Московская епархия. Справочник, 2013.
Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северо-восточное направление: фотопутеводитель. М.: Компания Спутник +, 2005.

Состояние на 6.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий