Кремль –
географический и исторический центр Москвы, расположенный на левом берегу
Москвы-реки, на Боровицком холме. Это наиболее древняя часть города, в
настоящее время являющаяся резиденцией высших органов государственной власти
Российской Федерации и одним из главных историко-художественных комплексов
страны. Существующие стены и башни были построены в 1485-1495 гг. Общая
протяженность стен – 2235 м, высота – от 5 до 19 м, толщина – от 3,5 до 6,5 м.
В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Вдоль стен расположено
19 башен, а еще одна – Кутафья башня – вынесена за стены.
В 1147 году в имении первого владельца Москвы боярина Кучки состоялась встреча двух русских князей — Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича. С этого события и ведет Москва свою писанную историю.
А в 1156 году на высоком холме у впадения речки Неглинки в Москву-реку близ того места, где сейчас стоит Боровицкая башня по приказу Юрия Долгорукого был заложен маленький деревянный «детинец» — передовая крепость Ростово-Суздальского княжества, в которое входила тогда Москва. Эта крепость впоследствии и стала московским Кремлем.
Зимой 1339—1340 годов князь Иван Данилович обнес город Москву-Кремль дубовыми стенами, истлевшие остатки которых попадались в земле при постройке новых зданий в последующие века. Возведение стен было необходимо еще и потому, что после пожара 1337 года Москва почти вся погорела.
Москва нуждалась в более мощных укреплениях, и молодой князь Дмитрий Иванович решает возвести каменные укрепления вокруг Кремля. Но современные кремлевские стены и башни строились с 1485 по 1495 год. Великий князь всея Руси Иван III развернул на территории Кремля небывалое строительство, в котором принимали участие лучшие русские мастера из разных городов. Именно тогда сложился тот уникальный кремлевский ансамбль, который и ныне поражает своим величием и монументальностью.
К этому времени уже в течение 60 лет строили и устраивали каменную Москву итальянцы. Памятником чисто итальянской архитектуры в Кремле остается только одно гражданское здание — Грановитая палата, бывший тронный зал великокняжеского дворца. Свое название она полу¬чила по граненому камню русту, которым облицован ее фасад, обращенный к Соборной площади. Сооружение Грановитой палаты проходило в период образования единого Русского централизованного государства. Когда-то вход в Грановитую палату с Соборной площади вел через Красное крыльцо и Святые сени. В Святых сенях в ожидании приема собирались приглашенные к царю бояре, думные дьяки и иностранные послы. В ней же проходили государственные совещания и засе- нания земских соборов. В верхнем помещении сеней царица и приближенные к ней женщины, не участвовавшие в публичных встречах, могли смотреть в выходившее в Тронную залу окно на придворные приемы. В Грановитой палате первый русский царь Иван Грозный в 1552 году отпраздновал победу над Казанью, Петр 1 праздновал победу русских войск в Полтавской битве. Грановитая палата была построена в 1484—1491 годы архитекторами Марко Пьетро и Руффо Соляри по образцу гражданских построек Москвы и Новгорода. Она представляет собой большой зал, в котором четыре крестовых свода опираются в центре на средний квадратный в плане столб. Достопримечательностью Грановитой палаты является ее живопись. Впервые палата была расписана в конце XVI века, но из-за многочисленных пожаров в Кремле старая роспись не сохранилась. Нынешнее живописное убранство Грановитой палаты выполнено в 1882 году художниками села Палеха братьями Белоусовыми по описям, составленным два века назад иконописцем Симоном Ушаковым. Особенностью росписей палаты является объединение в ней религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Среди росписей есть изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье, сцена, изображающая киевского князя Владимира со своими двенадцатью сыновьями.
Одновременно с Грановитой палатой итальянским архитектором Антоном Фрязиным была возведена первая башня Кремля — Тайницкая. При сооружении башни под ней были вырыты тайный ход к Москве-реке и колодец для снабжения москвичей водой в случае длительной осады; в 1487 году Марко Фрязин выстроил в юго-восточном углу Кремля круглую Беклемишевскую башню, а в конце XV века в северо-восточной части Кремля возвели две башни с проездными воротами — Фроловскую и Никольскую. По мере укрепления кремлевских стен постепенно возводились и другие башни — Боровицкая, Водовзводная, Благовещенская и т.д.
Главные ворота Кремля, то есть проездные ворота Фроловской башни, почитались в народе «святыми». Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. Через эти ворота выходили полки, выступавшие в поход, у этих ворот встречали царей и послов. В 1658 году Фроловская башня по царскому указу была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.
В шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, размещены главные часы российского государства. В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук установили на Спасской башне другие часы, а 30 колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. При Петре I на ней были установлены голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, но вскоре они остановились.
Часы, которые мы сегодня видим на Спасской башне, установлены братьями Бутеноп в 1852 году. В 1918 года часы на Спасской башне исполнили гимн «Интернационал».
В 1505—1508 годы на восточной стороне Соборной площади Боном Фрязиным была возведена колокольня, прозванная Иваном Великим. Первый ее ярус располагался на месте древней церкви Иоанна Лествичника, а выше находились парадные помещения. Колокольня была сооружена из кирпича и белого камня, она одновременно служила боевой дозорной и сигнальной вышкой. Бон Фрязин соорудил только нижнюю часть башни, через 25 лет зодчий Петрок Малый пристроил к ней звонницу, а в 1600 году при Борисе Годунове башня была надстроена до современной высоты. И наконец в 17 веке к ней была пристроена так называемая «Филаретова пристройка». В результате из разновременно построенных частей получилось цельное архитектурное сооружение, где господствует 8-гранная башня, которая и называется «Иваном Великим». Длительное время колокольня была самым иысоким сооружением старой Москвы. Указом царя Михаила Федоро- нича в столице запрещалось возводить храмы выше «Ивана Великого», и еще долго 81-метровая колокольня господствовала в силуэте Москвы. Колокольня, расположенная между Успенским и Архангельским соборами, замыкает с востока Соборную площадь и отделяет ее от Ивановской площади.
На Ивановской площади в старые времена находилось здание государственных Приказов — центра административных учреждений, управлявших страной. Перед ним в 16—17 веках толпился народ. Многочисленные подьячие писали прошения прямо на спинах просителей, здесь же чинилась расправа батогами, тут же дьяк кричал «во всю Ивановскую», объявляя просителям о решении их дел. На Ивановской площади стояли и слуги боярские с конями в ожидании своих господ, которые на царский двор должны были идти пешком.
В 1147 году в имении первого владельца Москвы боярина Кучки состоялась встреча двух русских князей — Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича. С этого события и ведет Москва свою писанную историю.
А в 1156 году на высоком холме у впадения речки Неглинки в Москву-реку близ того места, где сейчас стоит Боровицкая башня по приказу Юрия Долгорукого был заложен маленький деревянный «детинец» — передовая крепость Ростово-Суздальского княжества, в которое входила тогда Москва. Эта крепость впоследствии и стала московским Кремлем.
Зимой 1339—1340 годов князь Иван Данилович обнес город Москву-Кремль дубовыми стенами, истлевшие остатки которых попадались в земле при постройке новых зданий в последующие века. Возведение стен было необходимо еще и потому, что после пожара 1337 года Москва почти вся погорела.
Москва нуждалась в более мощных укреплениях, и молодой князь Дмитрий Иванович решает возвести каменные укрепления вокруг Кремля. Но современные кремлевские стены и башни строились с 1485 по 1495 год. Великий князь всея Руси Иван III развернул на территории Кремля небывалое строительство, в котором принимали участие лучшие русские мастера из разных городов. Именно тогда сложился тот уникальный кремлевский ансамбль, который и ныне поражает своим величием и монументальностью.
К этому времени уже в течение 60 лет строили и устраивали каменную Москву итальянцы. Памятником чисто итальянской архитектуры в Кремле остается только одно гражданское здание — Грановитая палата, бывший тронный зал великокняжеского дворца. Свое название она полу¬чила по граненому камню русту, которым облицован ее фасад, обращенный к Соборной площади. Сооружение Грановитой палаты проходило в период образования единого Русского централизованного государства. Когда-то вход в Грановитую палату с Соборной площади вел через Красное крыльцо и Святые сени. В Святых сенях в ожидании приема собирались приглашенные к царю бояре, думные дьяки и иностранные послы. В ней же проходили государственные совещания и засе- нания земских соборов. В верхнем помещении сеней царица и приближенные к ней женщины, не участвовавшие в публичных встречах, могли смотреть в выходившее в Тронную залу окно на придворные приемы. В Грановитой палате первый русский царь Иван Грозный в 1552 году отпраздновал победу над Казанью, Петр 1 праздновал победу русских войск в Полтавской битве. Грановитая палата была построена в 1484—1491 годы архитекторами Марко Пьетро и Руффо Соляри по образцу гражданских построек Москвы и Новгорода. Она представляет собой большой зал, в котором четыре крестовых свода опираются в центре на средний квадратный в плане столб. Достопримечательностью Грановитой палаты является ее живопись. Впервые палата была расписана в конце XVI века, но из-за многочисленных пожаров в Кремле старая роспись не сохранилась. Нынешнее живописное убранство Грановитой палаты выполнено в 1882 году художниками села Палеха братьями Белоусовыми по описям, составленным два века назад иконописцем Симоном Ушаковым. Особенностью росписей палаты является объединение в ней религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Среди росписей есть изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье, сцена, изображающая киевского князя Владимира со своими двенадцатью сыновьями.
Одновременно с Грановитой палатой итальянским архитектором Антоном Фрязиным была возведена первая башня Кремля — Тайницкая. При сооружении башни под ней были вырыты тайный ход к Москве-реке и колодец для снабжения москвичей водой в случае длительной осады; в 1487 году Марко Фрязин выстроил в юго-восточном углу Кремля круглую Беклемишевскую башню, а в конце XV века в северо-восточной части Кремля возвели две башни с проездными воротами — Фроловскую и Никольскую. По мере укрепления кремлевских стен постепенно возводились и другие башни — Боровицкая, Водовзводная, Благовещенская и т.д.
Главные ворота Кремля, то есть проездные ворота Фроловской башни, почитались в народе «святыми». Через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. Через эти ворота выходили полки, выступавшие в поход, у этих ворот встречали царей и послов. В 1658 году Фроловская башня по царскому указу была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.
В шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, размещены главные часы российского государства. В 1625 году под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук установили на Спасской башне другие часы, а 30 колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. При Петре I на ней были установлены голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, но вскоре они остановились.
Часы, которые мы сегодня видим на Спасской башне, установлены братьями Бутеноп в 1852 году. В 1918 года часы на Спасской башне исполнили гимн «Интернационал».
В 1505—1508 годы на восточной стороне Соборной площади Боном Фрязиным была возведена колокольня, прозванная Иваном Великим. Первый ее ярус располагался на месте древней церкви Иоанна Лествичника, а выше находились парадные помещения. Колокольня была сооружена из кирпича и белого камня, она одновременно служила боевой дозорной и сигнальной вышкой. Бон Фрязин соорудил только нижнюю часть башни, через 25 лет зодчий Петрок Малый пристроил к ней звонницу, а в 1600 году при Борисе Годунове башня была надстроена до современной высоты. И наконец в 17 веке к ней была пристроена так называемая «Филаретова пристройка». В результате из разновременно построенных частей получилось цельное архитектурное сооружение, где господствует 8-гранная башня, которая и называется «Иваном Великим». Длительное время колокольня была самым иысоким сооружением старой Москвы. Указом царя Михаила Федоро- нича в столице запрещалось возводить храмы выше «Ивана Великого», и еще долго 81-метровая колокольня господствовала в силуэте Москвы. Колокольня, расположенная между Успенским и Архангельским соборами, замыкает с востока Соборную площадь и отделяет ее от Ивановской площади.
На Ивановской площади в старые времена находилось здание государственных Приказов — центра административных учреждений, управлявших страной. Перед ним в 16—17 веках толпился народ. Многочисленные подьячие писали прошения прямо на спинах просителей, здесь же чинилась расправа батогами, тут же дьяк кричал «во всю Ивановскую», объявляя просителям о решении их дел. На Ивановской площади стояли и слуги боярские с конями в ожидании своих господ, которые на царский двор должны были идти пешком.
Внутри Кремля – 5 площадей: Соборная (центральная; на ней расположены соборы
Кремля – Архангельский, Благовещенский и Успенский, Патриаршие палаты с
церковью Двенадцати апостолов, Верхоспасский Собор с теремными церквями,
церковь Ризоположения, колокольня Ивана Великого с храмом преподобного Иоанна
Лествичника, а также Грановитая Палата, Царь-пушка и Царь-колокол), Сенатская
со сквером и фонтаном (т. к. находится у здания Сената, Ивановская (на месте
разрушенных в советское время Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца;
названа по примыкающей к ней колокольне Ивана Великого), Троицкая со сквером
(т. к. находится рядом с Троицкой башней – она названа по находящемуся рядом
Троицкому монастырскому подворью), Дворцовая с газоном (т. к. на ней находится
Большой Кремлевский дворец) и 3 улицы: Дворцовая, Боровицкая и Спасская.
Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь 12 века, Дмитровский собор 13 века и белокаменный храм времен Ивана Калиты. Возводить Успенский собор пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. 4 года под его руководством возводили Успенский собор русские каменщики и плотники. Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи, известь растворяли, как густое тесто, и мазали железными лопатками. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Увенчанный пятью золочеными куполами, собор был виден с различных точек Москвы, хотя он был совсем невелик. Многое в Успенском соборе напоминало древнерусское зодчество, но в то же время он не был простым повторением храма во Владимире. Итальянский архитектор сумел соединить достижения мастеров своей родины с наследием древних строителей гостеприимно принявшей его страны. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм. Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту — «яко един камень». Москвичи пришли в восторг.
Успенский собор становится главным на Руси. В нем оглашались государственные акты, в алтаре храма хранились важнейшие государственные документы. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней — иконой «Богоматерь Владимирская» — удельные князья и все чины приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Перед военными походами воеводы получали в соборе благословение, позже венчались на царство русские князья и цари. В Успенском соборе проходили наиболее значимые для государства церемонии бракосочетания: князя Василия I, сына Дмитрия Донского, и литовской княжны Софьи Витовтовны, Ивана III и Софьи Палеолог, Василия III и Елены Глинской — матери Ивана Грозного. Живопись внутри храма была исполнена вскоре после его освящения. В 1481 году «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» украсили собор трехъярусным иконостасом. Возможно, они же расписали и алтарь, а полностью собор был расписан к 1515 году. Некоторые живописные композиции сохранились и до наших дней. Среди них «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок мучеников севастийских», росписи Похвальского придела в алтаре и т.д. Исключительную ценность представляют иконы собора, например, «Владимирская Богоматерь» византийского письма XI века (ныне хранится в Третьяковской галерее), «Святой Георгий» с изображением «Богоматери Одигитрии» на обратной стороне — работа новгородского художника 12 века.
В местном чине иконостаса над входом в дьяконник находится икона «Спас Ярое Око», написанная в Москве в 1340-х годах. В Успенском соборе хранятся икона «Спас Оплечный» и другие шедевры, а также ценные произведения декоративного искусства. К их числу относятся моленное место Ивана Грозного в виде узорчатого шатра (известное также под названием «Мономахов трон»), выполненное великолепными резчиками по дереву в 1551 году; центральное паникадило «Урожай» с изображением воинского ордена — Георгиевского креста. Оно является памятником победы в Отечественной войне 1812 года и отлито из серебра, отбитого у наполеоновских войск, ограбивших Кремль. Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом, сияющим, как великое солнце, посреди земли Русской».
Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь 12 века, Дмитровский собор 13 века и белокаменный храм времен Ивана Калиты. Возводить Успенский собор пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. 4 года под его руководством возводили Успенский собор русские каменщики и плотники. Кирпич обжигали в специальной, совсем по-новому устроенной печи, известь растворяли, как густое тесто, и мазали железными лопатками. И впервые на Руси все делали по циркулю и по линейке. Увенчанный пятью золочеными куполами, собор был виден с различных точек Москвы, хотя он был совсем невелик. Многое в Успенском соборе напоминало древнерусское зодчество, но в то же время он не был простым повторением храма во Владимире. Итальянский архитектор сумел соединить достижения мастеров своей родины с наследием древних строителей гостеприимно принявшей его страны. Летом 1479 года, когда сняли строительные леса, взору москвичей предстал новый храм. Летописец отмечал, что Успенский собор подобен монолиту — «яко един камень». Москвичи пришли в восторг.
Успенский собор становится главным на Руси. В нем оглашались государственные акты, в алтаре храма хранились важнейшие государственные документы. Здесь возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси. Здесь у гроба митрополита Петра и перед общерусской святыней — иконой «Богоматерь Владимирская» — удельные князья и все чины приносили присягу верности Москве и великому князю, а впоследствии царю. Перед военными походами воеводы получали в соборе благословение, позже венчались на царство русские князья и цари. В Успенском соборе проходили наиболее значимые для государства церемонии бракосочетания: князя Василия I, сына Дмитрия Донского, и литовской княжны Софьи Витовтовны, Ивана III и Софьи Палеолог, Василия III и Елены Глинской — матери Ивана Грозного. Живопись внутри храма была исполнена вскоре после его освящения. В 1481 году «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» украсили собор трехъярусным иконостасом. Возможно, они же расписали и алтарь, а полностью собор был расписан к 1515 году. Некоторые живописные композиции сохранились и до наших дней. Среди них «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок мучеников севастийских», росписи Похвальского придела в алтаре и т.д. Исключительную ценность представляют иконы собора, например, «Владимирская Богоматерь» византийского письма XI века (ныне хранится в Третьяковской галерее), «Святой Георгий» с изображением «Богоматери Одигитрии» на обратной стороне — работа новгородского художника 12 века.
В местном чине иконостаса над входом в дьяконник находится икона «Спас Ярое Око», написанная в Москве в 1340-х годах. В Успенском соборе хранятся икона «Спас Оплечный» и другие шедевры, а также ценные произведения декоративного искусства. К их числу относятся моленное место Ивана Грозного в виде узорчатого шатра (известное также под названием «Мономахов трон»), выполненное великолепными резчиками по дереву в 1551 году; центральное паникадило «Урожай» с изображением воинского ордена — Георгиевского креста. Оно является памятником победы в Отечественной войне 1812 года и отлито из серебра, отбитого у наполеоновских войск, ограбивших Кремль. Иосиф Волоцкий назвал Успенский собор «земным небом, сияющим, как великое солнце, посреди земли Русской».
Архангельский собор (в честь Архангела Михаила). Приделы: Покрова Пресвятой
Богородицы (у западного входа), Зачатия Иоанна Предтечи и мученика Уара.
История: построен в начале 16 в. Был усыпальницей великих русских князей и
царей до Ивана V, а также Петра II. Арх-ра: состоит из основного объема с 5
главами, 6 столпами и 8 приделами. Декор: стены обработаны капителями,
ордерными пилястрами, филенками, раковинами и ложными аркадами; порталы – с
резным растительным орнаментом. На стене лоджии – древние фрески; южный фасад
опоясывает галерея. Интерьер: роспись иконописцев Оружейной палаты 17 в. в
основном на тему деяний Архангела Михаила; стены лоджии расписаны на темы
Крещения Руси (16 в.); в нижнем ярусе центра собора – более 60 изображений
московских и удельных князей; напротив главного входа изображение инициатора
строительства собора – великого князя Василия III. Паникадила – 17 в. Резной
деревянный позолоченный иконостас – 17 в. с иконами 15-17 вв. Большая часть
икон в соборе – 17 в. Святыни: икона «Благодатное Небо» (в иконостасе); чтимая
икона Архангела Михаила в местном ряду иконостаса (14-15 вв.); мощи св. князя
Димитрия Донского, св. благоверного царевича Димитрия Угличского, святого
благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, преподобной
Евфросинии Московской. Всего – 46 гробниц великих князей и царей (с 1330 по
1696 гг.) и императора Петра II. Богослужение: бывает редко, в основном по
престольным праздникам и в некоторые другие дни; в остальные дни здесь – музей.
Благовещенский собор (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы). История:
построен в 1489 г. при Иване 3, как домовый храм великого князя, восстановлен
после пожара в 1570-х гг. Здесь будущие цари крестились и венчались. До нач. 20
в. настоятель собора был духовником царской семьи. В 1918 г. закрыт, частично
пострадал, святыни были проданы за рубеж и переданы в разные музеи. С 1955 г. –
музей. В 1990-е гг. возвращен РПЦ. Используется вместе с музеем. Арх-ра:
состоит из основного объема с 9 главами, открытой галереи-паперти и 4 приделов.
Рядом с одним из приделов – ризница. Интерьер: своды – в виде ступенчатых арок,
есть хор для царской семьи, пол – из яшмы. Росписи стен – 16-19 вв. Святыни:
иконы Всемилостивого Спаса (14 в.) и Благовещения. Богослужение: бывает редко,
в основном по престольным праздникам и в некоторые другие дни; в остальные дни
здесь – музей.
Верхоспасский Собор (Спаса Нерукотворного образа). Расположен над 2-м этажом
трехэтажного Теремного дворца и соединен с его жилыми помещениями. Придел:
Зачатия Иоанна Предтечи (связан с собором проемом в северной стене и имеет
общую с ним трапезную). История: построен в 1636 г. как домовый храм русских
царей. В 1918 г. – закрыт. В 1990-х гг. возвращен РПЦ, но богослужения не
совершаются (относится к числу «правительственных зданий»). Арх-ра: состоит из
основного объема – четверика и колокольни. Интерьер: стенопись и иконостас – 18
в., в иконостасе есть некоторые иконы 17 в. Богослужение: не совершается. Сайта
нет.
Храм 12 апостолов построен на 2-м этаже Патриаршего дома в 1656 г. при Патриархе
Никоне как домовый храм Патриархов. Придел – апостола Филиппа. Примыкает к
палатам Патриаршего двора. Имеет 5 глав. Находится на высоком подклете. На
северном фасаде – крыльцо с изразцами. Украшен рядами аркатурно-коленчатых
поясков. Фрагменты настенных росписей конца 17 в. Закрыт в 1918 г. и включен в
состав музеев Московского Кремля. В 1990-х гг. возвращен РПЦ. Сайта нет.
Колокольня Ивана Великого с храмом преподобного Иоанна Лествичника. Центральное
викариатство, Центральное благочиние. Патриаршее подворье. Приписан к
Успенскому собору Кремля. Главный престол – прп. Иоанна Лествичника (в нижнем
ярусе колокольни Ивана Великого); придел – святителя Николая Чудотворца (в
Успенской звоннице). История: колокольня построена в 1508 г., в ее нижнем ярусе
был устроен храм прп. Иоанна Лествичника. В 1552 г. пристроена пятиярусная
Успенская звонница, а в 1624 г. – Филаретова звонница, в 1812 г. они были
взорваны Наполеоном, в 1815 г. – восстановлены; в 3-м ярусе Успенской звонницы
был устроен храм свт. Николая Чудотворца. В 17–19 вв. – самое высокое здание
Москвы (81 м, 429 ступеней). В 1918 г. – закрыт (использовался для
государственных нужд). РПЦ формально передан в 1990-х гг., но до сих пор
используется не по назначению. Арх-ра: состоит из 3-х удлиненных и суживающихся
кверху восьмигранных столпов с одной главой; каждый из столпов-ярусов
завершается открытыми арочными проемами («звонами»). Декор: килевидные
кокошники (у основания барабана). Интерьер: Святыни: чтимые иконы. Духовенство:
нет. Богослужение: не совершаются. Сайта нет. Рядом с колокольней-храмом –
Царь-колокол.
Православный храм Ризоположения (Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во
Влахерне). Патриаршее подворье. История: построен в 1486 г. Сначала был домовым
храмом московских митрополитов и Патриархов. После постройки в 17 в.
Патриаршего двора с домовым собором Патриарха (12 апостолов) стад дворцовым и
был соединен лестницами с царскими палатами-теремами (Теремным дворцом). В 1918
г. – закрыт (с 1950-х гг. в нем был музей Кремля). Снова открыт в 1990-х гг.
Арх-ра: состоит из основного объема на высоком подклете с 3 апсидами и с одной
шлемовидной главой, трапезной и колокольни. Барабан купола – на восьмигранном
постаменте. С одной из сторон – крыльцо с колонками, еще с двух – паперти. Декор:
закомары килевидной формы, килевидные арки, фриз из терракотовых балясин;
плоские вертикальные выступы–лопатки. Интерьер: росписи, иконостас с иконами,
паникадило и 4 вощаницы – 17 в. (в основном, на Богородичные темы).
Богослужение: только в день престольного праздника утром в 8.00. Сайта нет.
Большой Кремлевский дворец Парадная резиденция Президента РФ (1849, включает:
Теремной дворец, девять церквей (XIV, XVI, XVII веков), вестибюль и около 700
комнат. Здание дворца – с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский,
Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названы по именам
орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных
и дипломатических приемов и официальных церемоний).
Оружейная палата (предназначалась для хранения и экспонирования
сокровищ царской казны и является одним из первых в России зданий специального
музейного назначения; современная экспозиция создана в 1986 году. В девяти
залах Оружейной палаты экспонируются русские и зарубежные ювелирные изделия
ХII-ХIХ веков, оружие и доспехи, государственные регалии, экипажи, костюмы и
другие предметы декоративно-прикладного искусства. С 1967 года в цокольном
этаже здания размещается выставка «Алмазный фонд»). Своим названием Оружейная палата не определяет всего объема находящихся в ней сокровищ. Как музей старинных царских регалий и коронных одежд, драгоценной золотой и серебряной посуды, древнего царского оружия и трофеев, а также богатой конской сбруи и экипажей, она существует лишь с начала 19 столетия. Но это хранилище драгоценных сокровищ и богатств, которые искони составляли наследие великих князей и царей русских, известно было еще с 1494 года. В Москве тогда хранилище казны называлось Казенным двором, который размещался между Архангельским и Благовещенским соборами Кремля. Вот на этом Казенном дворе и была Оружничья палата, в которой хранилась драгоценная царская броня, а также трофеи и оружие, которое присылали в дар иностранные державы. Это каменное здание было построено вместе с каменными палатами Ивана III, оно было квадратное, с пирамидальной кров¬лей и двумя окнами на Соборную площадь. Хранителями казны были казначей, царский печатник и дьяки. К Казенному двору примыкал Запасной двор — огромное здание, в котором (как полагают некоторые историки и искусствоведы) хранились огромные запасы золотой драгоценной одежды: она выдавалась придворным чинам при торжественных царских выходах. Здесь же находилось и оружие, которое выдавалось ближнему царскому войску. Конская сбруя, седла и прочие принадлежности хранились на Конюшенном дворе, который имел свои знамена с надписью: «Знамя Конюшенного двора». До перенесения российской столицы в Санкт-Петербург много вещей из московской царской казны выдавалось как награда царедворцам — мехами, золотыми материями, одеждой, оружием, золотыми и серебряными сосудами. Из нее же посылались дары иностранным державам и выдавались подарки послам. С 1511 года Оружничьей палатой стал заведовать оружейничий, который выбирался из людей знатных и родовитых. В 1654—1676 годах боярином-оружейничим был Богдан Матвеевич Хитрово. При нем мастерские Оружничьей палаты начали свою кипучую деятельность. Для этого со всей России были собраны искусные резчики по металлу, кости и дереву, чеканщики, золотых дел мастера, золотошвейки для вышивки знамен, даже живописцы и иконописцы, которые расписывали оружие и знамена, а также царские иконы и пасхальные яйца для царской семьи. Им же поручалось украшать стенной живописью царские палаты, дворцовые верховые церкви и даже кремлевские соборы. В дальнейшем Оружничья палата превратилась в Оружейный приказ, в котором служили мастера и ремесленники, занимавшиеся не только оружием, но и украшениями, посудой и утварью для царского дома. Оружейная палата была фамильным музеем династии Романовых и пополнялась исключительно по Высочайшему повелению. Высшего расцвета Оружейная палата достигла при царе Алексее Михайловиче. Оружничьи мастерские существовали до тех пор, пока Петр I своим указом не перевел всех мастеров в Петербург. Остатки прежнего величия в 1720 году были собраны в новой Оружейной палате, но к этому времени она превратилась в холодное музейное хранилище, о котором к тому же никто не заботился. В 1737 году во время пожара в Кремле Оружейная палата сгорела, и в огне погибла большая часть трофеев. То, что удалось спасти, было свалено в помещениях Жирного и Сытного дворов Кремля, мало пригодных для хранения ценностей. В начале 19 века царь Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего дворца Бориса Годунова. В него и были собраны сохранившиеся остатки царских сокровищ, которые и легли в основу нынешней коллекции Оружейной палаты. Но здание это не имело сводов и печей, и величайшие памятники древности в холодное время года портились от сырости. А но время войны 1812 года сокровища Палаты вывезли в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, однако при переездах растеря¬ли много ценного. Лишь в 1851 году по распоряжению императора Николая I было построено новое двухэтажное здание (по планам архитектора К. Тона), в котором Палата размещается и по сей день. Это обширное здание соединяется с Кремлевским дворцом крытым переходом на арках. В Оружейном зале древнейшее оружие представлено двумя шлемами 13 века. Один из них — остаток шелома, приписываемого великому князю Ярославу Всеволодовичу, погибшему в 1216 году в борьбе с братьями. Рядом со шлемом была найдена кольчуга.
В Оружейном зале собраны пищали, пистолеты, мортиры, ружья, мушкетоны, а также щиты, саадаки (лучные приборы), стяги и знамена. Собранием знамен занята середина Оружейного зала. Здесь выставлено знамя царя Ивана Грозного, сопровождавшее его в Казанском походе. Это же знамя было с Большим полком в крымском походе князя В. Голицына. Центр собрания составляют знамена стрелецких полков 17 века. Входит в коллекцию и знамя князя Д. Пожарского. В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов до 1917 года. Особые залы Оружейной палаты отведены для экспонирования посольских даров — польских, немецких, шведских и других. В Оружейной палате хранятся и предметы парадного дворцового церемониала: венцы, скипетры, державы, бармы, короны, троны. Придворный церемониал в средние века имел очень большое значение, в нем видели одно из выражений богатства и мощи государства. Государственные регалии выполнялись из золота талантливыми мастерами, украшались драгоценными камнями. К их числу относится древнейший царский венец — шапка Мономаха. Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда — византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием «золотой», а «мономаховой» она впервые названа в завещании Ивана Грозного. Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят ее к арабскому или арабско-египетскому искусству. А третьи вообще утверждают, что это произведение среднеазиатской (бухарской) работы. Так что загадка шапки Мономаха еще остается не решенной и ждет своего исследователя. Шапка Мономаха — уникальное ювелирное произведение конца 13 — 14 веков. Тулья ее составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена юлотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки. Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым гравированным навершием с крестом. А позднее добавили драгоценные камни. Шапкой Мономаха венчались на царство все московские князья и цари.
Другой венец — шапка царства Казанского. Может быть, она была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году. Слегка вытянутая золотая тулья ее покрыта густым резным и черневым орнаментом. Опоясывают тулью три ряда кокошников, распространенных в русском прикладном искусстве.
Алмазный фонд. Начало собиранию этой коллекции было положено указом Петра I об отделении предметов, «подлежащих государству», от многочисленных предметов и изделий дворцового быта с тем, чтобы «отныне они составляли славу и гордость российского государства», и не одной лишь династии Романовых. Для хранения государственных регалий и наиболее редких ют лирных украшений и самоцветов была создана Камер-коллегия. Ценности хранились в специальном помещении — рентерии. Только по самодержавному распоряжению можно были открыть сокровищницу и достать необходимые для торжества драгоценности. Позже в рентерию, которая стала называться Бриллиантовой комнатой, продолжали поступать ювелирные диковинки и редкие самоцветы со всего мира. В 1914 году, перед опасностью немецкого нашествия, ценности были спешно перевезены в Москву и спрятаны в подвалах Оружейной палаты, где они и пролежали до 1922 года. Здесь они находились под множеством других ящиков. От первой половины 18 века ювелирных вещей осталось мало. Зато среди сохранившихся ювелирных изделий второй половины 18 века находятся государственные регалии — знаки императорской власти: корона, держава, скипетр и Андреевская цепь. Большая императорская корона была сделана в 1762 году придворным ювелиром Позье для коронации Екатерины II. Для изготовления короны было разломано множество вышедших из моды украшений. В ее сквозную оправу вставлено свыше 5000 бриллиантов, 75 жемчужин, а наверху укреплен один из самых крупных в мире рубинов, который был куплен в Пекине при царе Алексее Михайловиче и украшал корону Екатерины I.
Держава — это полированный золотой шар, охваченный поясом из бриллиантов в виде стилизованных лавровых веточек. Наверху шара, на сапфире, укреплен бриллиантовый крест, а в его передней стороне — индийский алмаз.
Специальные экспедиции посылались на Урал и и Сибирь за самоцветами. После перевозки ящиков в государственное хранилище всему собранию было присвоено наименование «Алмазный фонд РСФСР». В 1924 году в Москве открылась выставка Алмазного фонда, сначала только для иностранцев. В Алмазном фонде хранится самая большая в мире коллекция уникальных золотых и платиновых самородков. В 1967 году на открывшейся в Москве выставке сокровищ Алмазного фонда было представлено 120 золотых и платиновых самородков.
В Оружейном зале собраны пищали, пистолеты, мортиры, ружья, мушкетоны, а также щиты, саадаки (лучные приборы), стяги и знамена. Собранием знамен занята середина Оружейного зала. Здесь выставлено знамя царя Ивана Грозного, сопровождавшее его в Казанском походе. Это же знамя было с Большим полком в крымском походе князя В. Голицына. Центр собрания составляют знамена стрелецких полков 17 века. Входит в коллекцию и знамя князя Д. Пожарского. В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов до 1917 года. Особые залы Оружейной палаты отведены для экспонирования посольских даров — польских, немецких, шведских и других. В Оружейной палате хранятся и предметы парадного дворцового церемониала: венцы, скипетры, державы, бармы, короны, троны. Придворный церемониал в средние века имел очень большое значение, в нем видели одно из выражений богатства и мощи государства. Государственные регалии выполнялись из золота талантливыми мастерами, украшались драгоценными камнями. К их числу относится древнейший царский венец — шапка Мономаха. Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда — византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием «золотой», а «мономаховой» она впервые названа в завещании Ивана Грозного. Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят ее к арабскому или арабско-египетскому искусству. А третьи вообще утверждают, что это произведение среднеазиатской (бухарской) работы. Так что загадка шапки Мономаха еще остается не решенной и ждет своего исследователя. Шапка Мономаха — уникальное ювелирное произведение конца 13 — 14 веков. Тулья ее составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена юлотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки. Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым гравированным навершием с крестом. А позднее добавили драгоценные камни. Шапкой Мономаха венчались на царство все московские князья и цари.
Другой венец — шапка царства Казанского. Может быть, она была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году. Слегка вытянутая золотая тулья ее покрыта густым резным и черневым орнаментом. Опоясывают тулью три ряда кокошников, распространенных в русском прикладном искусстве.
Алмазный фонд. Начало собиранию этой коллекции было положено указом Петра I об отделении предметов, «подлежащих государству», от многочисленных предметов и изделий дворцового быта с тем, чтобы «отныне они составляли славу и гордость российского государства», и не одной лишь династии Романовых. Для хранения государственных регалий и наиболее редких ют лирных украшений и самоцветов была создана Камер-коллегия. Ценности хранились в специальном помещении — рентерии. Только по самодержавному распоряжению можно были открыть сокровищницу и достать необходимые для торжества драгоценности. Позже в рентерию, которая стала называться Бриллиантовой комнатой, продолжали поступать ювелирные диковинки и редкие самоцветы со всего мира. В 1914 году, перед опасностью немецкого нашествия, ценности были спешно перевезены в Москву и спрятаны в подвалах Оружейной палаты, где они и пролежали до 1922 года. Здесь они находились под множеством других ящиков. От первой половины 18 века ювелирных вещей осталось мало. Зато среди сохранившихся ювелирных изделий второй половины 18 века находятся государственные регалии — знаки императорской власти: корона, держава, скипетр и Андреевская цепь. Большая императорская корона была сделана в 1762 году придворным ювелиром Позье для коронации Екатерины II. Для изготовления короны было разломано множество вышедших из моды украшений. В ее сквозную оправу вставлено свыше 5000 бриллиантов, 75 жемчужин, а наверху укреплен один из самых крупных в мире рубинов, который был куплен в Пекине при царе Алексее Михайловиче и украшал корону Екатерины I.
Держава — это полированный золотой шар, охваченный поясом из бриллиантов в виде стилизованных лавровых веточек. Наверху шара, на сапфире, укреплен бриллиантовый крест, а в его передней стороне — индийский алмаз.
Специальные экспедиции посылались на Урал и и Сибирь за самоцветами. После перевозки ящиков в государственное хранилище всему собранию было присвоено наименование «Алмазный фонд РСФСР». В 1924 году в Москве открылась выставка Алмазного фонда, сначала только для иностранцев. В Алмазном фонде хранится самая большая в мире коллекция уникальных золотых и платиновых самородков. В 1967 году на открывшейся в Москве выставке сокровищ Алмазного фонда было представлено 120 золотых и платиновых самородков.
Грановитая палата (15–17 вв.; б. парадный тронный зал для торжественных приемов
царей; название произошло от архитектурного решения главного восточного фасада,
выходящего на Соборную площадь – он облицован белокаменными блоками, каждый из
которых отесан на четыре грани; при строительстве в 1838-1849 гг. Большого
Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых
зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом; ныне – один из
представительских залов Президента РФ).
Комендатура Московского Кремля с Потешным дворцом 17 в. и гаражом (расположены
административные службы комендатуры Кремля и ФСО; в 1920–30-е годы в этих
зданиях располагался жилой комплекс для семей высшего руководства партии и
страны («Кремлевские квартиры»). Жилой комплекс был полностью освобожден в
1950-х годах при Н. Хрущеве).
Сенат (кон. 18 в.; в советское время в Сенате размещалось Правительство страны;
ныне здесь: Рабочий кабинет Президента Российской Федерации Президентская
библиотека Зал заседаний Совета безопасности РФ Рабочий кабинет и квартира И.
В. Сталина; бывший кабинет Генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева бывший
кабинет первого президента СССР М. Горбачева; Екатерининский и Овальный
залы).
Арсенал (1-я треть 19 в.; военный склад и музей-хранилище военных трофеев и
древнего оружия; в настоящее время в здании Арсенала размещаются казармы
Президентского (Кремлевского) полка и административные службы Комендатуры
Кремля).
Кавалерский корпус (проход сюда закрыт; остальные два Кавалерских корпуса были
разрушены при строительстве Дворца съездов в 1960 г.).
14-й корпус Кремля – 1934 г.; на месте разрушенных в 1929 г. Чудова и
Вознесенского мон-рей и Малого Николаевского дворца; в советское время –
президиум Верховного Совета СССР и театр; в постсоветское время – Администрация
Президента и различные службы; хотели реконструировать, но в 2015 году решили
снести это здание, здание огорожено высоким забором – что будет на этом месте –
неясно).
Тайницкий сад с Б. Кремлевским сквером и цветниками (назван так, потому что
находится у Тайницкой башни, а при сооружении башни под ней был вырыт колодец и
тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады закрыт для
посетителей). В будущем комендатура планирует открыть часть сада, прилегающую к
Петровской башне.
У стен Кремля – Красная площадь, Александровский сад, газоны и захоронения.
Поэт А. Гастев писал: «Московский Кремль по событиям, в нем совершившимся, по влиянию его могущества на все северное полушарие, по святыне, в нем пребывающей, есть необычная твердыня в мире. Ни Акрополис древних Афин, ни Капитолий древнего Рима, никакая столица царств, древних и новых, не могут с ним равняться истинною славой и величием. В Кремле восторжествовала Вера, утвердилась Православная Церковь; в нем почиют мощи святых угодников, покоятся земные останки Великих Царей, благотворительных Цариц, блаженных иерархов и доблестных героев. Кремль вместил в себе всю славу мира со славою небесною, и во всей Вселенной нет равного ему места».
Поэт А. Гастев писал: «Московский Кремль по событиям, в нем совершившимся, по влиянию его могущества на все северное полушарие, по святыне, в нем пребывающей, есть необычная твердыня в мире. Ни Акрополис древних Афин, ни Капитолий древнего Рима, никакая столица царств, древних и новых, не могут с ним равняться истинною славой и величием. В Кремле восторжествовала Вера, утвердилась Православная Церковь; в нем почиют мощи святых угодников, покоятся земные останки Великих Царей, благотворительных Цариц, блаженных иерархов и доблестных героев. Кремль вместил в себе всю славу мира со славою небесною, и во всей Вселенной нет равного ему места».
Комментариев нет:
Отправить комментарий