СТАТУС
Деревня в Серпуховском районе.
Входит в состав Дашковского сельского поселения.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Деревня расположена в 11 км от райцентра (Серпухова) и в 65 км от Москвы (МКАД).
В 3 км от деревни находится шоссе A-108 (Московское Большое Кольцо).
Расположена на правом берегу в излучине реки Нары.
Население - 814 человек (2010).
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Курского вокзала до ст. Шарапова Охота (91 км), далее автобусом (10 км) или до станции Серпухов, а отсюда автобусами №№ 35 (ходит 2-3 раза в сутки) или 23 (некоторые рейсы).
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Курского вокзала до ст. Шарапова Охота (91 км), далее автобусом (10 км) или до станции Серпухов, а отсюда автобусами №№ 35 (ходит 2-3 раза в сутки) или 23 (некоторые рейсы).
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
В XVII веке деревней Семёновское владел боярин А. Л. Ордин-Нащокин.
На рубеже XVIII и XIX веков гофмаршал А. П. Нащокин создал в Семёновском усадебный ансамбль. Во избежание путаницы с Семёновским-Отрадой (имение Орловых) усадьба Нащокиных получила не менее громкое название — «Рай».
В 1803—1820 годах в деревне была устроена водолечебница (с использованием местных железистых вод).
После разорения прежних хозяев в конце века Райсемёновское перешло во владение фабриканта Хутарева, имевшего неподалеку промышленное производство.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
1. Храм
2. Усадьба
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Спаса Нерукотворного Образа
Придел: свт. Димитрия Ростовского
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Спасская церковь начала сооружаться в 1765 г. Сначала был возведен первый этаж с теплым приделом во имя свт. Димитрия Ростовского.
В 1774-1783 гг. по проекту выдающегося зодчего М. Ф. Казакова сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостных стен.
В 1930 г. богослужения в храме прекратились, началось его безжалостное разграбление. В разное время в здании располагались: машинно-тракторная станция, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр, магазин. Служивший с 1903 по 1930 г. священник Георгий Троицкий ныне причислен к лику как священноисповедник.
В 1995 г. Спасский храм передали общине верующих.
В 1774-1783 гг. по проекту выдающегося зодчего М. Ф. Казакова сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостных стен.
В 1930 г. богослужения в храме прекратились, началось его безжалостное разграбление. В разное время в здании располагались: машинно-тракторная станция, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр, магазин. Служивший с 1903 по 1930 г. священник Георгий Троицкий ныне причислен к лику как священноисповедник.
В 1995 г. Спасский храм передали общине верующих.
ЛИЧНОСТИ
священноисповедник Георгий Троицкий (подробно о нем см. на странице Георгий Троицкий на этом сайте).
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Здание построено в стиле раннего русского классицизма.
Прямоугольное в плане, оно увенчано мощной ротондой с полусферическим куполом.
Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками композитного ордена со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.
Церковь соединена крытым переходом со стройной двухъярусной колокольней, увенчанной каменным обелиском.
Настоятель: протоиерей Алексий Лебедев
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
Отделка интерьера Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е.В.Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII – XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы и каннелированные пилястры. Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты.
Рисованные карнизы, наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особенную пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Благовещение», «Бегство в Египет», «Чудесный улов», «Бегство Св. Павла из Дамаска» - таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.
Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь только сожалеть.
В отделке храма не использовались ни дерево, ни позолота – только местные мраморы и металл.
Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед Св. Павлом живописец, следуя капризу заказчика, изобразил коленопреклоненного отца хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.
Внутри храм украшают колонны из разноцветного местного мрамора, лепные барельефы, бронза. В свое время здесь стоял великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, созданный по проекту Казакова (сохранились отдельные детали).
Местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
УСАДЬБА
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Рай-Семеновское
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Райсеменовское, старинная вотчина бояр Ордин-Нащокиных, распложена на берегу р. Нара.
В середине XVII в. с. Семеновское принадлежало А. Ордин-Нащокину, дипломату и государственному деятелю времен царя Алексея Михайловича.
Его потомок гофмаршал Павла I в начале XIX в. создал в Семеновском превосходную усадьбу по проекту М. Ф. Казакова с прекраснь парком, террасно спускающимся к реке, и назвал ее Раем.
В 1803 г. Александр особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу на основе местных железистых источников. Было построено 40 зданий для больных, беседка, где находился источник, здание с ваннами. Это был первый в России частный курорт с тремя улицами, на которых стояли гостиница, здание ванн и 27 домов (ныне утрачены). Над источниками были поставлены «храмы» (открытые беседки). В липовом парке развлекали публику крепостные актёры («зелёный театр»). В «зверинце» на окраине парка держали диких коз. В рекламных целях была отпечатана брошюра «Чудесное исцеление, или Путешествие к водам Спасителя в село Рай-Семёновское», составленная, очевидно, самим Нащокиным.
Несмотря на все усилия владельца, нащокинская водолечебница, как и аналогичный проект князя Шаховского в Нескучном, не смогла привлечь внимание русской публики, которая упорно продолжала ездить на воды в Европу. В усадьбе бывали главным образом близкие знакомые хозяина, не желавшие платить денег за постой. В 1820 г. убыточное предприятие было закрыто.
Несмотря на все усилия владельца, нащокинская водолечебница, как и аналогичный проект князя Шаховского в Нескучном, не смогла привлечь внимание русской публики, которая упорно продолжала ездить на воды в Европу. В усадьбе бывали главным образом близкие знакомые хозяина, не желавшие платить денег за постой. В 1820 г. убыточное предприятие было закрыто.
Владелец усадьбы стал жертвой своего непомерного честолюбия: над его состоянием была учреждена опека. Тем не менее он жил в своё удовольствие с крепостной татаркой; их дети от названия реки получили фамилию «Нарские». Несмотря на разорение Нащокиных, усадьба не была продана и перешла по наследству к Петру Александровичу Нащокину (1793—1864), адъютанту Михаила Павловича, картёжнику и кутиле, который увлекался псовой охотой. Как и отец с дедом, он был похоронен в Спасской церкви.
Следующим владельцем был его зять, драматург К. А. Тарновский. Граф С. Д. Шереметев, по поручению Александра III подыскивавший подмосковную усадьбу для одного из великих князей, видел в доме Тарновских «портреты членов семьи Нащокиных, актрисы Асенковой, игрой которой когда-то увлекался Пётр Александрович, портрет знаменитого дипломата ХVII века Ордын-Нащокина; на письменном столе лежал футляр с надписью „Горе от ума“, в нём, как заявил Тарновский, хранилось 11 кинжалов, одним из которых был убит Александр Сергеевич Грибоедов в Тегеране в 1829 году».
В конце XIX в. Райсеменовское перешло к фабриканту Хутареву, имевщему неподалеку фабрику. Он имел большие долги, варварски перестроил господский дом с двусветным залом: отличавший его бельведер был снесён, само здание обезличено. Только по периметру круглого зала уцелели ионические колонны.
В продолжение XX века усадьба была заброшена и пришла в запустение. Все парковые павильоны утрачены.
В 2007 г. поставлена на государственный учёт как памятник истории и культуры (местная категория охраны).
ЛИЧНОСТИОБЪЕКТЫ
СОВРЕМЕННОСТЬ
РАЗНОЕ
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
амбулатория, включающая фельдшерско-акушерские пункты, оказывает медицинскую помощь населению 18 деревень сельского поселения Дашковское.
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013)
А. Ю. Низовский. Самые знаменитые усадьбы России. Вече, 2001
Раевский Н. Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин // Избранное. — М.: Художественная литература, 1978
А. Торопцев. История Московской земли: с древности до наших дней. Эксмо, 2007
А. Макаров, А. Прокин. Люди и судьбы: хроника. (Из истории Чеховского района Подмосковья). Старая Басманная, 2004
Раевский Н. Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин // Избранное. — М.: Художественная литература, 1978
А. Торопцев. История Московской земли: с древности до наших дней. Эксмо, 2007
А. Макаров, А. Прокин. Люди и судьбы: хроника. (Из истории Чеховского района Подмосковья). Старая Басманная, 2004
М.М.Дунаев «К югу от Москвы», М., 1978
Комментариев нет:
Отправить комментарий