пятница, 28 октября 2016 г.

Большое Колычево

СТАТУС

 
Село в Коломенском районе.
Входит в состав Акатьевского сельского поселения.

ОПИСАНИЕ

 
Расположено в 10 км от Коломны.
Есть пруды, а рядом - река Ока.

ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ

 
1. На электричке: с Казанского вокзала до станции Голутвин (117 км), далее автобусом на Васильево (8 км).

СХЕМА ПРОЕЗДА

СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ

ТОПОНИМИКА

ИСТОРИЯ

 
История села восходит к I веку до РХ, когда в районе современных сел Большое и Малое Колычево располагались неукрепленные поселения - селища.

 
Село Колычёво (в древности Колычевское) до 1406 года принадлежало Федору Колычу, возможно одного из основателей рода бояр Колычёвых, из которого происходил сщмч. Филипп, митрополит Московский.

 
Здесь святой благоверный князь Димитрий Донской собирал русское войско, перед тем как сразиться с татарами (в Куликовской битве 1380).

Впоследствии село было продано великому князю Василию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, который в свою очередь завещал село свой жене Софье Витовтовне.

Во времена противостояния Ивана IV и крымского хана под селом размещался большой полк.

 
В писцовой книге города Коломны и Коломенского уезда за 1577 год значится "за Никитою Ивановым сыном Бобынина, а преж того за Семеном за Булатовым…село Колычево у Оки реки, да под тем селом речка Желоховка, а в селе храм Федора Стратилата, древена, клетцки". До половины 16 века колычевские крестьяне принимали активное участие в создании оборонительных укреплений по берегу Оки. В те годы наша Коломна была центральной крепостью так называемого "берега" - системы укреплений левого "московского" берега Оки. Считается, что практически ежегодно Московский великий князь с войсками выходил на "берег", - сам останавливался с "большим" полком в Коломне, а полки "Левой" и "Правой" руки рассредоточивал по берегу Оки. И полк "правый" всегда ставился "против Колычевского острова", "под Колычевым". Это было в 1530, 1531, 1532, 1552, 1580 годах.

 
В конце 19 - начале 20 веков село принадлежало майору Н. Иевлеву и поручику А. Дурново .

 
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ


ХРАМ

НАЗВАНИЕ

 
 вмч. Феодора Стратилата 

ИСТОРИЯ

 
Первоначально построенная церковь была деревянной, она неоднократно перестраивалась и поновлялась.

 
Каменная церковь Феодора Стратилата построена в 1906-1910 гг. на средства прихожан.

В 1928 г. храм закрыли, в здании устроили зернохранилище, потом склад удобрений.

 
В 1998 году церковь св. великомученика Феодора Стратилата вновь передали Русской Православной церкви в сильно разрушенном виде.

 
В настоящее время храм восстанавливается.

 
ЛИЧНОСТИ

 
1. Голутвинский схимонах Иоанникий (1784 - 1851). Он происходил из семьи помещичьих крестьян. При крещении был назван Ипатием. Родители его умерли рано, и мальчика Ипатия воспитывал дядя. О его жизни в селе Колычеве известно немного. Известно, что здесь он вступил в брак, имел детей. По смерти жены стал помышлять об иноческом пути. Спустя некоторое время оказался в Старо-Голувине монастыре. И здесь на 41 году жизни был принят в число братии. В истории Коломны голутвинский старец Иоанникий известен тем, что в 1848 году, во время свирепствовавшей в России холеры, он посоветовал жителям Коломны, чтобы остановить страшное бедствие в городе, провести крестный ход из Старо-Голутвина монастыря к Успенскому собору. Крестный ход состоялся, и, действительно, вскоре холера в Коломне прекратилась. С тех пор проведение общенародных крестных ходов перед Пятидесятницей стало ежегодным.

 
2. Священник Леонид Голубев. Назначен он был на священническую должность в 1896 году. До этого Леонид Голубев был учителем Новинской школы Броницкого уезда. Личность эта примечательна тем, что при нем в селе Колычеве было построено новое каменное здание храма, на месте старинного деревянного, церковно-причтовый дом и церковно-приходская школа. Учитывая, что приход в селе Колычеве был достаточно бедный, а в семье у настоятеля было 8 детей, можно сделать вывод, что священник Леонид был человеком неординарным, деятельным, и его очень любили прихожане. Известно, что к 1 января 1909 года учащихся в школе было 34 человека.

 
3. Протоиерей Клавдий Цветаев. Об этом настоятеле Феодоровской церкви известно, что в 1864 году он закончил Вифановскую семинарию, служил сначала в Москве, потом в селе Покровском Коломенского уезда. Его дочь Ольга вышла замуж за Петра Любимова, который был вскоре рукоположен в сан священника и был приписан к храму великомученика Феодора Стратилата в Колычеве. Но бедный приход семейного священника не мог обеспечить. Тогда протоиерей Клавдий Цветаев перешел из села Покровского в Колычево, а его зять стал настоятелем на его месте - в Троицком храме села Покровского. У отца Клавдия было небольшое хозяйство: корова, овцы, своя земля. Крестьяне помогали им ухаживать за ними. Умер отец Клавдий в 1924 году. Его похоронили на сельском кладбище, рядом с алтарем. К сожалению, до наших дней могила батюшки не сохранилась. В советские годы склеп Цветаевых был разорен.

 
4. С 1924 года настоятелем храма великомученика Феодора стал иеромонах Самуил из Каширы. Рассказывают, что он ходил крестным ходом с иконой Пресвятой Богородицы из Каширы до Коломенского села Малива. После закрытия храма в 1934 году отец Самуил служил в Белых Колодезях, в Чанках, а впоследствии уехал на родину в Курск.

АРХИТЕКТУРА

 
Оригинальная архитектура здания основана на разнообразных художественных приемах русского зодчества конца XVII-XVIII вв. Постройка возведена из кирпича с белокаменным убранством. Пятиглавый, одноапсидный храм покрыт крутой высокой кровлей «колпаком». Пониженный притвор соединяет храм с двухъярусной шатровой колокольней с ложными «слухами».

 
ДУХОВЕНСТВО

СВЯТЫНИ

РЕЖИМ РАБОТЫ

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)

Между селами Протопопово (в черте Коломны) и Колычево расположено Девичье поле, на котором 25 августа 1380 года великий князь Московский Димитрий Донской устроил смотр русских полков перед выступлением на Куликово поле.

 
Есть несколько версий происхождения названия "Девичье". Первая связана с существованием в дохристианские времена на этой горе языческого святилища с идолами женских божеств. До сегодняшнего времени сохранилось несколько таких полей и гор. Известно, например, что в августе 1610 года москвичи присягнули на Девичьем поле под Москвой претенденту на русский престол польскому королевичу Владиславу. Вторая версия, более распространенная, но менее вероятная из-за отсутствия исторических свидетельств, - гора называлась так в память о горестной участи коломенских девушек, которых отправляли отсюда в Золотую орду в гарем хана. Наконец, существует еще одна версия, согласно которой свое название гора и поле получили из-за располагавшегося здесь некогда женского монастыря в честь святых жен-мироносиц. А в истории России Девичье поле под Коломной известно прежде всего как воинский рубеж - место неоднократного сбора русских войск.

 
На Девичьем Поле крестьяне села Протопопово сажали рожь, картошку, гречиху. 6 октября 1990 года на окраине поля поставили памятный знак, посвященный историческому сбору русских ратей в 1380 году (работа скульптора Владимира Потлова, уроженца Коломны). Рядом с памятным знаком установлен 7-метровый поклонный крест.

19 ноября 1993 года Девичье поле зарегистрировано как памятник истории.
 

 
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ

 
1. Колычевская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 
В Колычевском интернате в основном содержатся социальные сироты - дети, родители которых лишены родительских прав.

 
2. Коломенская пивоварня

ПУНКТЫ ПИТАНИЯ

ПУНКТЫ ОТДЫХА

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

 
Феодор Колыч

 
Согласно родословной Колычевых (составлена в 1886 году Михаилом Бодэ-Колычевым) род бояр Колычевых, родственный боярским родам Шереметевых, Епанчиных, а также царствующему дому Романовых и прочих, берет свое начало от прусского короля Вейдевута, царствовавшего во 2 веке над древними пруссами. По разделении Пруссии на княжества в середине 13 столетия его потомок Гландо Дивонович выехал со своим сыном и подданными к великому князю Александру Невскому, был назван во святом крещении Иоанном, а сын его Андреем Кобылой (прозвание отца Камбила вскоре было переменено по просторечию в Кобыла). Сын московского боярина Андрея Кобылы - Александр Елко - значится среди бояр, подписавших вторую духовную грамоту великого князя Дмитрия Донского в 1389 году. А внук боярина Андрея Кобылы и был Федор Колыч - родоначальник всех Колычевых. При чем прозвище "Колыч" было дано ему в честь старшины по имени Сколыч (Колыч) в войске его прадеда, прусского князя Диво . Известно, что Федор Колыч был человеком военным, и от деда ему достались вотчинные владения в коломенских окрестностях. Здесь во второй половине 14 столетия им было построено село. Родовое село примыкало к горе, которая с древних времен именовалась Девичьей, и поле вокруг тоже называлось Девичьим.

 
Василий Дмитриевич - сын Дмитрия Донского
Софья Витовтовна - жена Василия Дмитриевича

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА

 
Прот. Пэнэжко О. Храмы города Коломны и окрестностей. Владимир, 2006
Коломна и Коломенская земля История и культура. Издательский дом «Лига». Коломна, 2009
 feodorstratilatkolomna.ru


Состояние на 4.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий