Расположение:
Площадь находится в районах Преображенское и Соколиная Гора (ВАО) между Электрозаводской, Малой Семеновской улицами и театрально-концертным залом.
Зоны:
сквер, офисная, театрально-концертный зал.
Описание:
Площадь с односторонним движением автотранспорта (по двум полосам) от Элетрозаводской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около ? метров.
История:
До 1929 года – Введенская площадь (т. к. тут с 18 века до 1929 года находился православный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы).
Площадь названа в 1929 году в честь большевика-революционера Ивана Журавлева (1881–1919). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_738.html.
Площадь названа в 1929 году в честь большевика-революционера Ивана Журавлева (1881–1919). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_738.html.
Нежилые объекты:
• Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» (№ 1; 1903 год постройки; бывший Введенский народный дом – для культурного просвещения бедных людей и рабочих, затем – дворец культуры электрозавода; здесь снимали телевизионные передачи, устраивали концерты; реконструирован и заново открыт в 2008 году: 4 зала – большой театральный, Сиреневый, Розовый и Зеленый (для камерных программ, детских спектаклей, поэтических и творческих вечеров, а также для презентаций и конференций, корпоративных мероприятий, церемоний награждения; спектакли, мюзиклы, новогодние представлений для детей). «В.И.Ленин дважды выступал здесь с речами. 19 июля 1918 года - на митинге трудящихся и 9 февраля 1920 года - на беспартийной конференции Благуше - Лефортовского района. 31 декабря 1919 года В.И.Ленин посетил состоявшийся здесь новогодний вечер трудящихся района». «В 1905 году в Введенском народном доме (на месте которого построено здание театра) проходили многочисленные собрания и митинги рабочих. Здесь помещался штаб боевых дружин и Совет рабочих депутатов Лефортовского района».
Огромное величественное здание в стиле позднего сталинского ампира. Это здание с мощным колонным портиком по духу очень подошло бы центру какого-нибудь провинциального советского города, а на площади перед ним легко представить памятник Ленину. Но в данном случае памятника нет, есть просто скверик. А здание, которое сейчас занимает театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», на самом деле построено было еще в начале ХХ века, в 1903 году, как Введенский народный дом, а в 1947 году перестроено уже в нынешнем виде.
Народные дома – это подобие советских домов культуры. Введенский народный дом стал одним из десятка аналогичных заведений, открытых в других районах. В основном их строили в начале ХХ века на окраинах города, в целях просвещения бедного и рабочего населения. Самым лучшим домом стал именно Введенский. Он был построен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица в стиле венского сецессиона. Интересно, что священники из располагавшейся рядом церкви Введения были против строительства культурного центра и даже отправили жалобу в Городскую Думу. Но местные предприниматели отправили ответную петицию: «Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям. Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных». Церковь в итоге проиграла, и дом был построен.
В народном доме работал синематограф, устраивались бесплатные утренние спектакли, музыкальные вечера, читались различные лекции, действовала библиотека. А заведовал народным домом с 1907 года Алексей Александрович Бахрушин, известный коллекционер и меценат, основатель театрального музея. Он же и собрал здесь выдающуюся театральную труппу.
А в 1947 году дом был перестроен до неузнаваемости и надстроен архитектором Б.В. Ефимовичем, и с тех пор уже ничего не напоминает об утончённом венском сецессионе. Получился дворец, по стилю характерный для поздне-сталинской архитектуры. Некоторые искусствоведы в шутку называют здания в таком стиле «слоновым ампиром», за очень крупные формы и детали.
В здании расположился театр имени Моссовета. В этот период истории заведения, в 1956 году, именно здесь снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». А идея устройства театра на рабочей окраине провалилась, немногие хотели туда ехать, и в 1959 году театр было решено перенести на Триумфальную площадь, в сад Аквариум. В бывшем Введенском народном доме после этого был открыт телевизионный театр, в котором снимали первые выпуски КВН. Позже тут расположился дом культуры МЭЛЗ (Московского электро-лампового завода).
В 2008 году здание было реконструировано, и называется с тех пор «Дворец на Яузе». Сейчас тут проходят концерты и спектакли совершенно разных стилей.
Здание построено в 1904 г. как Введенский народный дом. Автором проекта стал архитектор И. Иванов-Шиц, приверженец лаконичности, рациональности и выразительности в модерне.
Назначение народных домов, которые построили в десяти окраинных в то время районах Москвы, было просветительским: они должны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения. Но только в двух народных домах был создан театр. Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, меценат и покровитель театра, собрал хорошую труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая в библиотеке книги, а также отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
В кон. 1940-х гг. невысокое здание Введенского народного дома было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. С тех пор его торжественный облик, напоминающий по конструкции Большой театр, не изменялся.
Живое течение истории страны отразилось в истории этого дома, где совершенно естественно существовали разные жанры. Так, драматический театр имени Моссовета, руководимый Юрием Завадским, обрел здесь приют на многие годы. И самое новое, прогрессивное в 1960-е гг. направление в культуре — телеискусство — развивалось тоже здесь, когда в специальных студиях дворца, ставшего Телетеатром, снимали популярнейшие передачи «А ну-ка, девушки!» и первые выпуски КВН.
В 1980-е гг. этот дом, бывший тогда Дворцом культуры «МЭЛЗ», за одну неделю превратился в знаковую точку Москвы: в нем проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА». Здесь выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов, в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда.
Дворец на Яузе отремонтирован и возрожден в 2008 г. Сегодня это универсальная прокатная площадка с широким репертуаром. Во Дворце четыре зала разной вместимости. Большой зал на 814 мест с великолепной акустикой выдержан в стилистике парадного театрального зала. Самые разные жанры: драма, опера, балет, академическая музыка, мюзикл, танец, джаз, эстрада — органично смотрятся на этой сцене. Система трансформации партера и сцены предполагает варианты изменения пространства зала и расположения публики и исполнителей. Три малых зала — Сиреневый, Розовый и Зеленый (на 70 мест каждый) — предназначены для камерных программ, детских спектаклей, поэтических и творческих вечеров, а также для презентаций и конференций. Залы и парадные холлы дворца на Яузе активно используются для организации корпоративных мероприятий, церемоний награждения и личных торжеств. Существенное внимание дворец на Яузе уделяет детям: здесь проходят драматические и кукольные спектакли, мюзиклы, новогодние представления.
Популярная и сегодня телепередача КВН родилась и первые годы проводилась именно в этом здании, носившем название Телетеатр. Ее вели молодые тогда Александр Масляков и Светлана Жильцова.
В 1987 году здесь проходила премьера культового фильма "АССА" и концерты "Кино", "Аквариума" и "Бригады С".
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477809493/
• Офисы (№ 2, стр. 1). 5 этажей.
• Офисы (№ 2, стр. 2). 5 этажей.
• Заброшенное здание бывшего НИИ (№ 4).
• Офисы (№ 2, стр. 1). 5 этажей.
• Офисы (№ 2, стр. 2). 5 этажей.
• Заброшенное здание бывшего НИИ (№ 4).
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477816255/
• Бывший Семеновский слободской дом (№ 6; 18-19 века; представитель застройки бывшей Семеновской слободы).
Представитель исторической застройки Семёновской слободы. Фасады дома отделаны в ренессанно-классическом духе последней трети 19 века, сквозь окна заметны фрагменты отделки интерьеров того же времени. В списках вновь выявленных памятников культурного наследия Москвы здание по этому адресу фигурирует как «Семеновский слободской дом, 18-19 вв.» Однако на этот счет есть и иное мнение.
Светлейший князь Александр Меншиков, закончивший дни свои в сибирской ссылке, начинал их в Семеновском. Когда после 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлева и Б. Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий.
Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоем. Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семеновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки. Пушки Меншиков оставил себе на память от созданного им в 1708 году при своем дворце оружейного завода: за несколько месяцев здесь отлили 3089 пушек и мортир, которые отправляли в действующую армию.
Усадьбу эту обычно считаются несохранившейся, отмечая, что на ее территории в послепетровскую эпоху располагался Прачечный двор дворцового ведомства, а позднее – здание Покровской (Лефортовской) части. Однако здание Покровской полицейской части – это и есть дом купцов Шелаевых. А в его основе – палаты начала 18 века. По всей вероятности, это и есть последний остаток усадьбы Меншикова.
В советские годы в доме № 6 по Введенской площади был ЗАГС, теперь дом в частном пользовании.
Здание находится в обветшалом состоянии.
Сохранился забор с калиткой.
В краеведческой литературе этот дом с подпорной стеной и железной оградой с изящным навершием ворот известен как особняк купцов Степана и Тихона Шелаевых, переделанный в 1870-е годы из здания начала XIX столетия. Фасады дома отделаны в ренессанно-классическом духе последней трети XIX века, сквозь окна заметны фрагменты отделки интерьеров того же времени. В списках вновь выявленных памятников культурного наследия Москвы здание по этому адресу фигурирует как «Семеновский слободской дом, XVIII-XIX вв.» Однако на этот счет есть и иное мнение.
Князь Александр Меншиков, закончивший дни свои в сибирской ссылке, начинал их в Семеновском. Когда после 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлева и Б. Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий. Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоем. Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семеновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки. Пушки Меншиков оставил себе на память от созданного им в 1708 году при своем дворце оружейного завода: за несколько месяцев здесь отлили 3089 пушек и мортир, которые отправляли в действующую армию.
Усадьбу эту обычно считаются несохранившейся, отмечая, что на ее территории в послепетровскую эпоху располагался Прачечный двор дворцового ведомства, а позднее – здание Покровской (Лефортовской) части. Однако здание Покровской полицейской части – это и есть дом купцов Шелаевых. А в его основе, согласно новейшим данным – палаты начала XVIII века. По всей вероятности, это и есть последний остаток усадьбы Меншикова. А еще в середине 1920-х годов историк церковной Москвы Михаил Александровский обнаружил по соседству, на Лаврентьевской улице, еще несколько корпусов меншиковского дворца. Их разобрали в конце 1920-х. В советские годы в доме № 6 по Введенской площади был ЗАГС, теперь дом в частном пользовании.
• Бывший Семеновский слободской дом (№ 6; 18-19 века; представитель застройки бывшей Семеновской слободы).
Представитель исторической застройки Семёновской слободы. Фасады дома отделаны в ренессанно-классическом духе последней трети 19 века, сквозь окна заметны фрагменты отделки интерьеров того же времени. В списках вновь выявленных памятников культурного наследия Москвы здание по этому адресу фигурирует как «Семеновский слободской дом, 18-19 вв.» Однако на этот счет есть и иное мнение.
Светлейший князь Александр Меншиков, закончивший дни свои в сибирской ссылке, начинал их в Семеновском. Когда после 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлева и Б. Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий.
Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоем. Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семеновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки. Пушки Меншиков оставил себе на память от созданного им в 1708 году при своем дворце оружейного завода: за несколько месяцев здесь отлили 3089 пушек и мортир, которые отправляли в действующую армию.
Усадьбу эту обычно считаются несохранившейся, отмечая, что на ее территории в послепетровскую эпоху располагался Прачечный двор дворцового ведомства, а позднее – здание Покровской (Лефортовской) части. Однако здание Покровской полицейской части – это и есть дом купцов Шелаевых. А в его основе – палаты начала 18 века. По всей вероятности, это и есть последний остаток усадьбы Меншикова.
В советские годы в доме № 6 по Введенской площади был ЗАГС, теперь дом в частном пользовании.
Здание находится в обветшалом состоянии.
Сохранился забор с калиткой.
В краеведческой литературе этот дом с подпорной стеной и железной оградой с изящным навершием ворот известен как особняк купцов Степана и Тихона Шелаевых, переделанный в 1870-е годы из здания начала XIX столетия. Фасады дома отделаны в ренессанно-классическом духе последней трети XIX века, сквозь окна заметны фрагменты отделки интерьеров того же времени. В списках вновь выявленных памятников культурного наследия Москвы здание по этому адресу фигурирует как «Семеновский слободской дом, XVIII-XIX вв.» Однако на этот счет есть и иное мнение.
Князь Александр Меншиков, закончивший дни свои в сибирской ссылке, начинал их в Семеновском. Когда после 1689 года положение царского приближенного позволило Меншикову заиметь собственную усадьбу, он выстроил ее в родном селе, между нынешней площадью Журавлева и Б. Семеновской улицей. Несколько раз возобновлявшаяся после пожаров, она слыла «увеселительной». Царь Петр, живший по соседству в скромном дворце-избе, пользовался домом Меншикова для приемов, балов и иных удовольствий. Поначалу усадьба Меншикова была скромна, но с годами расширялась и становилась все более роскошной. Здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», включившие палаты 1708 года, каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и даже декоративный «заливец» – водоем. Опись 1728 года, когда Меншиков попал в опалу, фиксирует в его семеновском доме хрустальную и китайскую посуду, коллекцию оружия и доспехов и даже медные и чугунные пушки. Пушки Меншиков оставил себе на память от созданного им в 1708 году при своем дворце оружейного завода: за несколько месяцев здесь отлили 3089 пушек и мортир, которые отправляли в действующую армию.
Усадьбу эту обычно считаются несохранившейся, отмечая, что на ее территории в послепетровскую эпоху располагался Прачечный двор дворцового ведомства, а позднее – здание Покровской (Лефортовской) части. Однако здание Покровской полицейской части – это и есть дом купцов Шелаевых. А в его основе, согласно новейшим данным – палаты начала XVIII века. По всей вероятности, это и есть последний остаток усадьбы Меншикова. А еще в середине 1920-х годов историк церковной Москвы Михаил Александровский обнаружил по соседству, на Лаврентьевской улице, еще несколько корпусов меншиковского дворца. Их разобрали в конце 1920-х. В советские годы в доме № 6 по Введенской площади был ЗАГС, теперь дом в частном пользовании.
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477816117/
• Офисы (№ 10).
Бывший МЗИ "Прогресс".
• Офисы (№ 10).
Бывший МЗИ "Прогресс".
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477815987/
• Офис начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы, главного судебно-медицинского эксперта Москвы, проф. В. Жарова (№ 12). 2 этажа.
Бывший жилой дом. Построен в 1909 г., архитектор Д. Сухов.
• Офис начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы, главного судебно-медицинского эксперта Москвы, проф. В. Жарова (№ 12). 2 этажа.
Бывший жилой дом. Построен в 1909 г., архитектор Д. Сухов.
Жилых домов нет.
Достопримечательности:
Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» (№ 1).
Бывший Семеновский слободской дом (№ 6).
Зона отдыха:
Сквер (в центре площади): плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кусты, газоны и цветники, искусственное освещение, декоративная ограда.
Проезд:
От метро «Электрозаводская» пешком через Электрозаводскую улицу или на автобусе № 86.
Фото:
см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477809444/
Видео:
Состояние на 10.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий