ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Димитрий Добросердов
Димитрий Добросердов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Тамбовская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад, Одинцовский район - г. Звенигород, г. Можайск; Владимирская область; Липецкая область, г. Кисловодск, г. Ставрополь, г. Кострома, г. Калуга; Азербайджан
ДНИ ПАМЯТИ
21 октября (8 октября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Липецких святых
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
Тамбовская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад, Одинцовский район - г. Звенигород, г. Можайск; Владимирская область; Липецкая область, г. Кисловодск, г. Ставрополь, г. Кострома, г. Калуга; Азербайджан
ДНИ ПАМЯТИ
21 октября (8 октября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Липецких святых
ЖИЗНЬ
Иван родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника.
В 1885 году - окончил Тамбовскую духовную семинарию и был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения.
Женился.
6 мая 1889 года рукоположен во священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети.
В 1894 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1898 году со степенью кандидата богословия.
С 1898 года - законоучитель Московской 4-й гимназии и священник гимназической церкви.
10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир Богоявленский поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем.
6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награждён наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.
В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.
18 мая 1914 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе.
С 1916 года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.
С 1917 года состоял настоятелем Саввино-Сторожевского первоклассного необщежительного монастыря.
С 18 декабря 1920 года временно управляющий Бакинской епархией.
К 14 сентября 1921 года стал епископом Ставропольским. Обновленцы в 1922 году в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны. В том же 1921 году под натиском обновленцев владыка Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.
В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную войну с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея. Святитель Тихон предложил им на выбор трех архиереев. Побывав на их службах, делегаты предпочли епископа Димитрия.
С 23 сентября 1923 года - епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала. Иподиаконами у епископа были Николай Александрович Овчинников (будущий хирург, впоследствии священник, принявший незадолго до смерти монашество с именем Нектарий) и Сергей Сергеевич Утешев (будущий известный хирург). Позже они уехали в Москву и стали студентами-медиками. C ноября 1924 года стал служить Василий Евдокимов. Владыка Димитрий полюбил нового иподиакона, часто давал ему важные поручения и нередко делился с ним своими переживаниями по поводу происходящих в стране перемен и начавшихся гонений на Церковь. Чувствуя ответственность духовенства за это, епископ говорил своему иподиакону: "Вася, мы так много могли сделать и ничего не делали..."
Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия... которому... подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия... А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится... срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев... Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев...
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Епископ демонстративно ходил в это заведение через весь Козлов в рясе и широкополой шляпе, опираясь на палку с рукояткой в виде крючка. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден.
Перед освобождением владыке во сне явилась Феодоровская икона Божией Матери. Выйдя на свободу, епископ отправился в храм свт. Николая на Маросейке и попросил иеромонаха Савву отслужить перед чудотворной Феодоровской иконой Богоматери благодарственный молебен.
В Козлов епископ вернулся под праздник Петра и Павла. Шли торжественные службы. Но владыка Димитрий пробыл в Козлове недолго.
22 июля 1925 года ночью после праздника Казанской иконы Божией Матери епископа арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы с требованием уехать в Москву. По дороге епископ остановился в Козлове и на Ильин день потихоньку отслужил в Ильинском храме литургию, а вечером уехал в Москву.
В 1925 году - [архи]епископ Донской (?).
В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. Ему довелось сослужить митрополиту Петру Полянскому на его последней всенощной 6 декабря 1925 года в храме великомученицы Екатерины на Ордынке, где был престольный праздник. Митрополиту Петру, кроме епископа Димитрия, сослужил епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках и в 1937 году был расстрелян.
В 1926 году владыка Димитрий служил в Москве (в храме Николы Мясницкого и других) и под Москвой. Иподиаконами у него были Николай Овчинников и Василий Евдокимов.
В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию Страгородскому, который, ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений, разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.
В 1927 году - [архи]епископ Пятигорский.
Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом. Прибыв на место, епископ стал тайно управлять епархией. Через некоторое время в какой-то неспокойный момент он был вынужден сжечь указ митрополита Сергия о своем назначении. Месяца через два он отправил своему иподиакону Василию Евдокимову письмо с просьбой съездить в Нижний Новгород к митрополиту Сергию и получить от него дубликат указа. Иподиакон Василий Евдокимов исполнил это деликатное поручение и привез дубликат указа в Кисловодск епископу Димитрию. Иподиакон Василий поселился вблизи от епископа и устроился псаломщиком в соседнюю Никитинскую кладбищенскую церковь. Неподалеку находилась Пантелеимоновская церковь, где часто служил владыка Димитрий. В городе в то время остались только эти два православных храма. Собор был в руках обновленцев. Отцы благочинные признали своим правящим архиереем владыку Димитрия, и с их помощью он тайно управлял епархией. Приходилось соблюдать меры чрезвычайной осторожности. Никто из духовенства не смел являться к владыке - сначала надо было связаться с его иподиаконом Василием Евдокимовым и изложить ему свою просьбу или передать письмо. Он же был у владыки Димитрия секретарём, посыльным, келейником и проч. Если это было необходимо, Василий Евдокимов устраивал свидания архиерея с духовенством и мирянами. Но через некоторое время обстоятельства сложились так, что иподиакон Василий должен был покинуть владыку Димитрия и уехать в Москву.
С 13 января 1929 года по 13 мая 1932 года - [архи]епископ Костромской.
С 8 июля 1930 года по 26 августа был [архи]епископом Сталинградским.
13 мая 1932 года уволен на покой.
С 27 июня 1932 года - архиепископ Пятигорский.
2 октября 1932 года уволен на покой.
С 16 июня 1933 года - архиепископ Калужский.
С 23 марта 1934 года - архиепископ Можайский, викарий Московской епархии.
В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.
Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключён в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.
Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, – ответил архиепископ.
– Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно?
– Мне известно от митрополита Сергия Страгородского о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.
17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила арестованных к расстрелу за "участие в контрреволюционной группировке и систематическую антисоветскую агитацию".
21 октября 1937 года архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татиана (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
В 1885 году - окончил Тамбовскую духовную семинарию и был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где работал до 1889 года. За это время он неоднократно получал благодарность от Моршанского земского собрания и Тамбовского губернского училищного совета за усердные и успешные труды на поприще народного просвещения.
Женился.
6 мая 1889 года рукоположен во священника к Николаевской церкви села Мамонтово Тамбовской губернии, в котором проживало тогда около двух тысяч человек, и назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети.
В 1894 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1898 году со степенью кандидата богословия.
С 1898 года - законоучитель Московской 4-й гимназии и священник гимназической церкви.
10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир Богоявленский поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Императорском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем.
6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награждён наперсным крестом. В это время митрополит Московский Владимир пригласил отца Иоанна к себе и сказал: «Отец Иоанн, у нас в основном два пути: семейный путь и монашеский. Семейный путь для вас закрыт. Я вам советую принять монашество». Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.
В 1909 году архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 году его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.
18 мая 1914 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе.
С 1916 года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.
С 1917 года состоял настоятелем Саввино-Сторожевского первоклассного необщежительного монастыря.
С 18 декабря 1920 года временно управляющий Бакинской епархией.
К 14 сентября 1921 года стал епископом Ставропольским. Обновленцы в 1922 году в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны. В том же 1921 году под натиском обновленцев владыка Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.
В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную войну с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея. Святитель Тихон предложил им на выбор трех архиереев. Побывав на их службах, делегаты предпочли епископа Димитрия.
С 23 сентября 1923 года - епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала. Иподиаконами у епископа были Николай Александрович Овчинников (будущий хирург, впоследствии священник, принявший незадолго до смерти монашество с именем Нектарий) и Сергей Сергеевич Утешев (будущий известный хирург). Позже они уехали в Москву и стали студентами-медиками. C ноября 1924 года стал служить Василий Евдокимов. Владыка Димитрий полюбил нового иподиакона, часто давал ему важные поручения и нередко делился с ним своими переживаниями по поводу происходящих в стране перемен и начавшихся гонений на Церковь. Чувствуя ответственность духовенства за это, епископ говорил своему иподиакону: "Вася, мы так много могли сделать и ничего не делали..."
Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия... которому... подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять-таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия... А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится... срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев... Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев...
Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Епископ демонстративно ходил в это заведение через весь Козлов в рясе и широкополой шляпе, опираясь на палку с рукояткой в виде крючка. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден.
Перед освобождением владыке во сне явилась Феодоровская икона Божией Матери. Выйдя на свободу, епископ отправился в храм свт. Николая на Маросейке и попросил иеромонаха Савву отслужить перед чудотворной Феодоровской иконой Богоматери благодарственный молебен.
В Козлов епископ вернулся под праздник Петра и Павла. Шли торжественные службы. Но владыка Димитрий пробыл в Козлове недолго.
22 июля 1925 года ночью после праздника Казанской иконы Божией Матери епископа арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы с требованием уехать в Москву. По дороге епископ остановился в Козлове и на Ильин день потихоньку отслужил в Ильинском храме литургию, а вечером уехал в Москву.
В 1925 году - [архи]епископ Донской (?).
В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. Ему довелось сослужить митрополиту Петру Полянскому на его последней всенощной 6 декабря 1925 года в храме великомученицы Екатерины на Ордынке, где был престольный праздник. Митрополиту Петру, кроме епископа Димитрия, сослужил епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках и в 1937 году был расстрелян.
В 1926 году владыка Димитрий служил в Москве (в храме Николы Мясницкого и других) и под Москвой. Иподиаконами у него были Николай Овчинников и Василий Евдокимов.
В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед отъездом епископ Димитрий пошел к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию Страгородскому, который, ввиду чрезвычайных обстоятельств по управлению Церковью в условиях беспрестанных гонений, разделил Ставропольскую епархию на две и поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.
В 1927 году - [архи]епископ Пятигорский.
Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату в районе, который назывался Рябова Балка, на окраине города за железнодорожным вокзалом. Прибыв на место, епископ стал тайно управлять епархией. Через некоторое время в какой-то неспокойный момент он был вынужден сжечь указ митрополита Сергия о своем назначении. Месяца через два он отправил своему иподиакону Василию Евдокимову письмо с просьбой съездить в Нижний Новгород к митрополиту Сергию и получить от него дубликат указа. Иподиакон Василий Евдокимов исполнил это деликатное поручение и привез дубликат указа в Кисловодск епископу Димитрию. Иподиакон Василий поселился вблизи от епископа и устроился псаломщиком в соседнюю Никитинскую кладбищенскую церковь. Неподалеку находилась Пантелеимоновская церковь, где часто служил владыка Димитрий. В городе в то время остались только эти два православных храма. Собор был в руках обновленцев. Отцы благочинные признали своим правящим архиереем владыку Димитрия, и с их помощью он тайно управлял епархией. Приходилось соблюдать меры чрезвычайной осторожности. Никто из духовенства не смел являться к владыке - сначала надо было связаться с его иподиаконом Василием Евдокимовым и изложить ему свою просьбу или передать письмо. Он же был у владыки Димитрия секретарём, посыльным, келейником и проч. Если это было необходимо, Василий Евдокимов устраивал свидания архиерея с духовенством и мирянами. Но через некоторое время обстоятельства сложились так, что иподиакон Василий должен был покинуть владыку Димитрия и уехать в Москву.
С 13 января 1929 года по 13 мая 1932 года - [архи]епископ Костромской.
С 8 июля 1930 года по 26 августа был [архи]епископом Сталинградским.
13 мая 1932 года уволен на покой.
С 27 июня 1932 года - архиепископ Пятигорский.
2 октября 1932 года уволен на покой.
С 16 июня 1933 года - архиепископ Калужский.
С 23 марта 1934 года - архиепископ Можайский, викарий Московской епархии.
В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.
Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключён в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.
Архиепископ Димитрий не признал себя виновным и не согласился кого-либо оговорить.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих заявляли о том, что в СССР существуют гонения на религию и духовенство. Вы это подтверждаете? – спросил следователь.
– Я это не подтверждаю, и об этом я никому не заявлял, – ответил архиепископ.
– Следствию известно о том, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что якобы митрополит Петр расстрелян советской властью. Откуда вам это известно?
– Мне известно от митрополита Сергия Страгородского о том, что митрополит Петр в декабре 1936 года умер в ссылке, а о расстреле его я ни от кого не слышал и таких слухов не распространял.
17 октября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила арестованных к расстрелу за "участие в контрреволюционной группировке и систематическую антисоветскую агитацию".
21 октября 1937 года архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татиана (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской православной Церкви 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
"Слово, сказанное 20 августа 1914 года в храме Христа Спасителя на торжественном молебне пред собором пожертвований", Приб. к "ЦВ”, 1914, № 35
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 15
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
"Церк. Вед.” 1914, № 21, № 22, № 24, 1916, № 50
"Приб. к "ЦВ” 1914, № 20, № 21, № 335
"Изв. Каз. Еп.” 1904, № 40
"ЖМП” 1932, № 7-8, № 11-12, 1934, № 20-21
Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год
ФПС I, № 57, II, IV, V, № 68.
ФАМ I, № 91
Заметки и дополн. Е.М. № 69.
Regel’son: 1937 verhaftet.
"Приб. к "ЦВ” 1914, № 20, № 21, № 335
"Изв. Каз. Еп.” 1904, № 40
"ЖМП” 1932, № 7-8, № 11-12, 1934, № 20-21
Состав Св. Прав. Всерос. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год
ФПС I, № 57, II, IV, V, № 68.
ФАМ I, № 91
Заметки и дополн. Е.М. № 69.
Regel’son: 1937 verhaftet.
Состояние на 19.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий