СТАТУС
Село в Ногинском районе.
В ходит в состав Ямкинского сельского поселения.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Село расположено в 12 км от райцентра (Ногинска) и в 31 км от Москвы (МКАД).
В 4 км от села пролегает Щелковское шоссе.
Село стоит на берегу речки Жмучки.
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Курского вокзала до ст. Ногинск (68 км), далее автобусом.
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
Название села идет от стоявшей здесь в древности церкви в честь Воскресения Христова (Воскресенской) (см. историю села ниже).
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Село Воскресенское существовало уже в ХVI в., как видно из документов первой четверти XVII столетия. Село стояло в окружении дремучих лесов, местами непроходимых, около 55 верст на северо-восток от Москвы. Земли эти издавна принадлежали к дворцовым Дворца Великого Государя Царя и Великого Князя. Они находились на царском "ловчем пути" и служили охотничьими угодьями Государя.
Село Воскресенское в XVII - XVIII вв. (до 1762 г.) принадлежало к дворцовой волости Черноголовье, со второй половины называвшейся также Черноголовcкой волостью, Вохонской десятины и было приписано к дворцовому селу Измайлово, которое ныне находится в черте г. Москвы. На протяжении указанного периода нет никаких данных, свидетельствующих о даче села Воскресенского в частное владение. Поэтому существующая местная легенда о владении селом до царствования Петра I представителями рода Нарышкиных, очевидно, не подтверждается.
Уже в XVI столетии здесь существовала церковь во имя Воскресения Христова, от наименования которой село названо Воскресенским. по Всей вероятности, в конце XVI в. в этом же селе на погосте стояла уже и церковь, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, которая обвалилась до 1631 г. Очевидно, что в 1628 г. эта церковь уже не действовала, так как в окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа значится под этим годом в окладе только церковь Воскресения. Около 1633-1634 гг. была устроена придельная церковь Покрова Богородицы на погосте села Воскресенского, которая упоминается в окладе в 1635 г. До 1646г. была возобновлена, или отстроена заново, церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, просуществовавшая, по крайней мере, до 1702 г. В описаниях села 1675 - 1677 гг. церковь Воскресения Христова уже не упоминается. Видимо, к этому времени старая церковь не существовала. В 1675 - 1677 гг. в Покровской церкви значится придел во имя Николая Чудотворца, в котором, очевидно, и находилась резная икона (в форме деревянной скульптуры) Святителя. К этому же времени следует отнести и подобную резную икону Св.Параскевы. Эти чтимые прихожанами Образы сохранились до наших дней почти не поврежденными. В существующей церкви Вознесения в селе Воскресенском, куда они были перенесены, будучи спасены из огня пожара Покровской церковь в 1705 г.
В 1682 г. в книге Патриаршего Казенного Приказа отмечено: "писать церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в селе Воскресенском". До 1570-х гг. главной приходской была Воскресенская церковь.
По церковно-административному делению село Воскресенское принадлежало к Патриаршей (с начала XVIII в. - Синодальной) области, а с 1742 г. - к Московской епархии.
К 1705 г. было получено разрешение на постройку на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви опять же во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В течение весны - осени 1705 г. новый храм был построен, и 22 ноября 1705 г. по благословенной грамоте выдан был антиминс "в село Воскресенское в новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тоя ж церкви попу Луке Автамонову." Здесь следует заметить, что в книге Холмогоровых приводится запись от 25 сентября 1702 г. о такой же точно выдаче антиминса в с. Воскресенское, со ссылкой на ту же книгу 138 Патриаршего Казенного Приказа, но на более раннюю страницу текста. Единственное естественное предположение напрашивается в этом случае: если это не ошибка переписчиков Приказа, то в 1702 г. была уже построена новая Покровская церковь на месте старой, существовавшей в первой половине XVII в.; получается, что именно эта новопостроенная церковь и сгорела в 1705 г., а это не согласуется с позднейшими церковными документами XIX в. и церковной летописью 1869 г.
Построенная в 1706 г. деревянная Покровская церковь являлась до 1865 г. приходской для села Воскресенского и окрестных деревень.
В 1750 г. село Воскресенское, в числе других земель дворцовой Черноголовской волости, было пожаловано Императрицей Екатериной II “за известную службу и усердие” т.е. за участие в дворцовом перевороте 1762 г., дворянам Федору и Григорию Григорьевичам Волковым (всего им по указу Сената от 11 октября 1762 г. дано в Черноголовкой волости 517 душ с землями). Таким образом старинное царское дворцовое село стало вотчинным частновладельческим.
К 1781 г. Село Воскресенское остается уже в единоличном владении Григория Григорьевича Волкова, который умер, вероятно к этому времени. Во всяком случае в 1781 г. село числится за дочерьми Г.Г.Волкова, одна из которых, Катерина Григорьевна, вышла, очевидно, в 1780-х гг. замуж за высокопоставленного флотского офицера Александра Лукича Симанского. Катерина Григорьевна оставалась юридически владелицей с. Воскресенского до 1797 г., когда она сдала его в залог в Государственный Заемный банк. В 1799 г. село записано как вотчина контр-адмирала А.Л.Симанского.
С 1802 г. с. Воскресенское переходит в вотчину князя Ивана Петровича Тюфякина, который и владел им до середины 1830-х гг.
С 1835 г. с. Воскресенское - вотчина князя Василия Васильевича Долгорукова, после смерти которого около 1839 г. оно переходит к его вдове княгине Долгоруковой.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
1. Храм
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Покрова Пресвятой Богородицы
Приделы: мц. Параскевы Пятницы и прп. Марфы
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Каменный Покровский храм возведен силами прихожан в 1833 г., а деревянный стал кладбищенским и его переосвятили в честь Вознесения Господня.
В 1929 г. с храма сняли колокола на переплавку, в 1937 г. арестовали священника Димитрия Беляева. Он был расстрелян на Бутовском полигоне. Храм закрыли и разорили.
Богослужения возобновились в 1945 году.
В 1929 г. с храма сняли колокола на переплавку, в 1937 г. арестовали священника Димитрия Беляева. Он был расстрелян на Бутовском полигоне. Храм закрыли и разорили.
Богослужения возобновились в 1945 году.
ЛИЧНОСТИ
священномученик Димитрий Беляев (подробно о нем см. на странице Димитрий Беляев на этом сайте)
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Храм представляет собой своеобразное и эффектное сооружение в стиле ампир и является редким образцом для сельской местности. Строгость его классических форм несколько искажена поздним эклектичным штукатурным декором, что не слишком бросается в глаза и не слишком портит архитектурный облик храма.
Кирпичное здание оштукатурено и покрашено в желтый цвет, который контрастирует с белокаменными деталями и белыми колоннами и лепными украшениями, создавая тем самым яркий декоративный эффект.
Храмовый ансамбль строится на сочетании трех основных объемов, поставленных на одной оси: четверика, трапезной и колокольни. Четверик служит основанием для ротонды, перекрытой куполом, на котором возвышается стройный барабан с красивой металлической фигурной главкой. Фасады с двумя светами окон декорированы портиками дорического ордера. Тот же дорический ордер использован в колоннах трапезной и в пилястрах колокольни.
Трапезная покрыта двускатной кровлей, которая является основанием для ротонды, несколько приземистой, перекрытой куполом с небольшой главкой. Фасады трапезной украшены арочными углублениями, в которых вписаны оконные проемы с колоннами и антаблементом. Этот прием типичен для позднего классицизма и производит весьма эффектное впечатление.
Трехъярусная высокая колокольня с открытыми ярусами звонов, разделенными выступающими карнизами, покрыта небольшим куполом, увенчанным тонким шпилем, покоящимся на вазообразном основании.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: протоиерей Борис Чижов
СВЯТЫНИ, ИНТЕРЬЕР
В храме сохранилось дореволюционно внутреннее убранство. В интерьере - иконостас середины XIX века, выполненный в декоративном духе с элементами барокко. Иконостасы приделов более поздние, выполнены, скорее всего, в конце XIX века, их убранство немного попроще.
Среди святынь храма - чтимая икона вмч. Пантелеимона, написанная на кипарисовой доске монахами Свято-Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон и привезенная в Россию в конце XIX в. Перед иконой весит лампада, изготовленная в память о коронации императора Николая II.
Также в Покровском храме находится чудотворный образ «Лобзание Христа Иудой», спасенный из разоренной Берлюковской пустыни, и чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших» (1910).
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
Приход духовно и материально обслуживает детский дом в г. Ногинск.
Прихожане храма помогают восстановлению храмов во многих местах Ногинского района.
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Комментариев нет:
Отправить комментарий