Садовое
кольцо (Кольцо Б) — круговая непрерывная последовательность улиц и площадей в
центре Москвы (ЦАО). Длина — 15,6 км. В Садовое кольцо входят: Триумфальная
площадь, Садовая-Триумфальная улица, Садовая-Каретная улица, Садовая-Самотёчная
улица, Самотёчная площадь, Садовая-Сухаревская улица, Малая Сухаревская
площадь, Большая Сухаревская площадь, Садовая-Спасская улица, Площадь Красные
Ворота и Лермонтовская площадь, Садовая-Черногрязская улица, Площадь Земляной
Вал и Площадь Цезаря Куникова, Улица Земляной Вал c Площадью Курского Вокзала,
Таганская площадь, Нижняя Краснохолмская улица, Улица Зацепский Вал с
Павелецкой площадью, Валовая улица, Серпуховская площадь, Улица Коровий Вал и
Житная улица, Улица Крымский Вал c Калужской площадью, Крымская площадь,
Зубовский бульвар, Зубовская площадь, Смоленский бульвар, Смоленская-Сенная
площадь, Смоленская площадь, Новинский бульвар, Кудринская площадь,
Садовая-Кудринская улица и Большая Садовая улица.
Исторически
Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых —
земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо. Вал был насыпан в
1591—1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега
на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. Поверх него была выстроена дубовая
стена высотой до 5 м, с 34 выездными и примерно ста глухими башнями. Снаружи
вдоль вала прорыли ров и заполнили его водой. Вал назывался Земляной город.
Земляным городом стали называть и территорию между валом и Белым городом, а
также Москва-рекой. Земляной город населяли ремесленники, крестьяне и мелкие
торговцы, тогда как Замоскворечье — в основном стрельцы, почему оно часто
называлось Стрелецкой слободой. В эпоху Смуты (1598—1613) деревянные стены и
башни сгорели. Сам же вал остался и вскоре был надсыпан, а поверх него построили
«острог» — частокол из толстых брёвен, заострённых кверху. К концу XVII века
Земляной вал утратил своё значение как фортификационное сооружение,
превратившись в таможенную границу города. Перед въездами в город возникают
рынки, из них наиболее известны Сухаревский и Смоленский. К концу XVIII века
острог и вал постепенно разрушились, местами вал был срыт, в результате чего
образовались просторные площади и проезды. В пожар 1812 г. почти все строения
по обе стороны вала были уничтожены огнём. Остатки вала было предложено снести,
обмелевший и осыпавшийся ров — засыпать, а на их месте создать широкую
кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м
из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На
остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из
насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу. К 1830 г.
проект был реализован. Без палисадников остались участки Садового кольца,
расположенные в Замоскворечье, а также площади. Зубовский и Смоленский валы
стали общественными бульварами, а Новинский вал, как место народных гуляний, до
1877 г. оставался широкой площадью. В 1870-х были проложены пути для трамваев
на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической
тяге. Маршрут назывался «Б». В начале XX века на кольце на месте малоэтажных
домов началось интенсивное строительство многоэтажных коммерческих,
административных и жилых зданий. После революции реквизированные у
собственников доходные дома были заселены рабочими, кольцо стало застраиваться
жилыми и общественными зданиями. Были ликвидированы вначале Сухаревский, а
затем и Смоленский рынки. В 1930-х гг. Садовое кольцо было соединено и
заасфальтировано. В 1937 г. для расширения проезжей части была снесена вся
линия садов. Через Москву-реку были переброшены новые мосты — Крымский и
Краснохолмский. В 1936—1937 трамваи линии Б сменили троллейбусы. Полностью
кольцевое движение было организовано лишь в 1963 г. В 1941 г. на некоторых участках
Садового кольца были возведены мощные оборонительные укрепления и узлы
сопротивления. В 1948—1954 гг. на Садовом кольце были возведены три из семи
сталинских «высоток». В начале 1950-х была построена Кольцевая линия
Московского метрополитена, южная часть которой (от станции «Курская» до станции
«Парк культуры») прошла под Садовым кольцом. С 1960-х годов улицы постепенно
превратились в проспекты с тоннелями, развязками, эстакадами и подземными
переходами на Крымской, Самотёчной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской
площадях, площади Маяковского (Триумфальной) и на пересечении с проспектом
Калинина (Новым Арбатом).
На Садовом
кольце и около него расположены следующие станции метро: Маяковская, Цветной
бульвар, Сухаревская, Красные ворота, Курская, Чкаловская, Таганская,
Марксистская, Павелецкая, Добрынинская, Октябрьская, Парк культуры, Смоленская,
Баррикадная.
По всему
Садовому кольцу следует кольцевой маршрут троллейбуса Б. Также по разным
отрезкам кольца проходят несколько др. троллейбусных маршрутов, а также
автобусные маршруты.
Видео:
Комментариев нет:
Отправить комментарий