ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Надежда Круглова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (новомученица и преподобномученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Егорьевск и Егорьевский район - села Денисово и Алешино; Казахстан
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Егорьевск и Егорьевский район - села Денисово и Алешино; Казахстан
ДНИ ПАМЯТИ
20 марта (7 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родилась в 1887 году в деревне Денисово Егорьевского уезда Рязанской губернии (По другим данным - Нижегородская губ., Починковская вол., д. Денисово) в семье крестьянина. Она подвизалась послушницей в Троицком монастыре города Егорьевска.
После закрытия в 1918 году монастыря перешла жить на квартиру, продолжая прислуживать в монастырском храме. Была лишена избирательных прав как монахиня.
В 1929 году храм был закрыт, и она переехала в село Алешино Егорьевского района, где прислуживала в храме.
20 мая 1931 года, после переезда в Егорьевск, она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму. Была арестована вместе с 29 другими монахинями и послушницами, проживавшими в городе Егорьевске и округе.
21 мая ее допросили: "С 9 лет я пошла в школу, – рассказала Надежда о себе, – проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству... С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила все время".
26 мая 1931 года следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину арестованных сестер: "Монашки, после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря города Егорьевска, остались здесь на постоянное жительство, монашествовали и монастырские правила продолжали до последнего времени. Часть монашек купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и выполнения монастырских правил – молитв. В церковной сторожке при соборе из монашек до последнего времени существовал хор… В 1930 году общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено старое кладбище закрыть, имеющееся помещение церкви использовать под клуб, открыть новое кладбище. Тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось количество верующих. Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать".
29 мая 1931 года тройка при ПП ОГПУ СССР по Московской области приговорила её к 5 годам ИТЛ. Приговор был заменён на 5 лет ссылки в Казахстан.
Отбывала наказание в городке Аулие-Ата, в 1934 году была освобождена, вернулась в Егорьевск. Полгода не могла нигде найти работу. Потом работала на Нечаевской фабрике, затем уборщицей в школе. Поскольку послушница Антонина Новикова вернулась из ссылки нетрудоспособной, послушница Надежда приютила её у себя, взяв на свое иждивение. По возвращении из ссылки обе послушницы восстановили связь с другими монахинями и игуменьей монастыря, которая к этому времени вернулась из ссылки и поселилась в Егорьевске.
1 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству, и других людей. На все требования следователя они отвечали категорическим отказом. Послушница Надежда на следствии защищала Антонину Новикову и Гусева, проходивших с ней по одному делу.
11 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу за "антисоветскую агитацию и высказывание пораженческих настроений".
20 марта 1938 года послушницы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
После закрытия в 1918 году монастыря перешла жить на квартиру, продолжая прислуживать в монастырском храме. Была лишена избирательных прав как монахиня.
В 1929 году храм был закрыт, и она переехала в село Алешино Егорьевского района, где прислуживала в храме.
20 мая 1931 года, после переезда в Егорьевск, она была арестована и заключена в Егорьевскую тюрьму. Была арестована вместе с 29 другими монахинями и послушницами, проживавшими в городе Егорьевске и округе.
21 мая ее допросили: "С 9 лет я пошла в школу, – рассказала Надежда о себе, – проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству... С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила все время".
26 мая 1931 года следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину арестованных сестер: "Монашки, после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря города Егорьевска, остались здесь на постоянное жительство, монашествовали и монастырские правила продолжали до последнего времени. Часть монашек купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ и выполнения монастырских правил – молитв. В церковной сторожке при соборе из монашек до последнего времени существовал хор… В 1930 году общим собранием граждан деревень Савино и Поминово было постановлено старое кладбище закрыть, имеющееся помещение церкви использовать под клуб, открыть новое кладбище. Тогда монашки среди крестьян повели агитацию против закрытия кладбища, в результате общим же собранием постановление о закрытии кладбища было отменено. В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось количество верующих. Допрошенные монашки виновными себя в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать".
29 мая 1931 года тройка при ПП ОГПУ СССР по Московской области приговорила её к 5 годам ИТЛ. Приговор был заменён на 5 лет ссылки в Казахстан.
Отбывала наказание в городке Аулие-Ата, в 1934 году была освобождена, вернулась в Егорьевск. Полгода не могла нигде найти работу. Потом работала на Нечаевской фабрике, затем уборщицей в школе. Поскольку послушница Антонина Новикова вернулась из ссылки нетрудоспособной, послушница Надежда приютила её у себя, взяв на свое иждивение. По возвращении из ссылки обе послушницы восстановили связь с другими монахинями и игуменьей монастыря, которая к этому времени вернулась из ссылки и поселилась в Егорьевске.
1 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству, и других людей. На все требования следователя они отвечали категорическим отказом. Послушница Надежда на следствии защищала Антонину Новикову и Гусева, проходивших с ней по одному делу.
11 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила послушниц Антонину и Надежду к расстрелу за "антисоветскую агитацию и высказывание пораженческих настроений".
20 марта 1938 года послушницы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле в Бутово Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Послушница Надежда Круглова причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
Отсутствуют.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века".
Максимов Максим, свящ., "Новомученики Егорьевские," Московские епархиальные ведомости, № 11-12, 2003.
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий