ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Илия Зачатейский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Раменский район - село Чакрыгино, г. Коломна, г. Сергиев Посад, Наро-Фоминский район - г. Верея и село Купелицы
ДНИ ПАМЯТИ
9 декабря (26 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Илия Зачатейский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Раменский район - село Чакрыгино, г. Коломна, г. Сергиев Посад, Наро-Фоминский район - г. Верея и село Купелицы
ДНИ ПАМЯТИ
9 декабря (26 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Родился 12 июля 1884 года в селе Чаплыгино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Зачатейского, служившего в Богородице-Рождественском храме того же села.
По окончании в 1899 году Коломенского Духовного училища поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1905 году.
С 1912 года и до самой мученической кончины он служил священником в Покровском храме села Купелицы Верейского района Московской области.
Здесь он встретил события 1917 года и был очевидцем восстания крестьян против жестокостей новой власти, произошедшего в 1918 году в Верейском уезде.
Как священнослужитель, отец Илия был лишен избирательных прав и обкладывался большими налогами. В 1929 году он был в первый раз осужден "за злостное уклонение от уплаты сельскохозяйственного налога".
1 октября 1929 года диакон церкви, в которой служил отец Илия, после литургии попросил у него разрешения обратиться к народу. Получив согласие, диакон в своей речи всенародно отказался от сана. На этот шаг он пошел для сохранения возможности пользоваться церковной землей, которую у него, равно как и у священника и псаломщика Покровского храма, изъял местный сельсовет.
За возбуждение недовольства в народе мероприятиями власти были арестованы отец Илия, диакон, снявший с себя сан, и псаломщик Иван Шувалов.
7 января 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Верее по обвинению в том, что не донес власти заранее о контрреволюционных высказываниях и намерениях диакона, которого власти обвинили в контрреволюционной деятельности. На допросах отец Илия ни кого не оговорил и все обвинения в свой адрес и в адрес арестованных с ним категорически отверг.
3 марта 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к шести месяцам тюремного заключения, которые он отбыл частично в Верее, а частично в Бутырской тюрьме. В том же году хозяйство отца Илии подверглось раскулачиванию. Нелегко было священнику, имеющему кроме супруги шестерых детей, выжить в таких обстоятельствах. Каждый год власти облагали семью большим налогом. Неоднократно власти пытались закрыть храм.
В 1935 году были сняты колокола, самому отцу Илии запрещали ходить по домам верующих для совершения молебнов и других треб.
В разгар гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов власти решили арестовать священника. Были допрошены лжесвидетели. В справке, данной по требованию Верейского районного отделения УНКВД одним из них – председателем купелицкого сельсовета, говорится, что хозяйству отца Илии "доводилось твердое задание, затем хозяйство раскулачивалось, изъята часть имущества, члены семьи лишались избирательных прав голоса, вел агитационную работу среди своих прихожан против закрытия церкви...". Два других лжесвидетеля, многие годы знавшие священника, оговорили его, сказав, что при снятии колоколов в 1935 году отец Илия побуждал верующих к сопротивлению, говоря: "Советская власть грабит и разоряет храмы Божии, снимут колокола, а потом и храмы позакрывают, и будете вы как нехристи ходить, погрязая в грехах". Лжесвидетели также показали, что священник, не уплачивая государственных налогов, говорит населению: "Требуют налоги, а где их брать – советская власть весь доход у нас отняла, молиться запрещает, а налог давай, разве это не грабеж".
25 ноября 1937 года был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.
– Следствием установлено, что в 1918 году вы принимали активное участие в контрреволюционном кулацком Верейском восстании. Подтверждаете ли вы это?
– Активного участия в восстании я не принимал, а только отдал ключи от церкви восставшим, а они, отперев колокольню, звонили в колокола, призывая население к восстанию.
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, и следствие требует от вас правдивого показания о вашей контрреволюционной деятельности.
– Показания дать не могу, так как контрреволюционной работы не вел никогда.
– Вы показываете неверно. В 1935 году во время снятия колоколов вы высказывались: "советская власть грабит и разоряет храмы Божии" и т.д. Подтверждаете ли это?
– Высказывания мои по вопросу снятия колоколов произошли под влиянием снятия, и смысла антисоветского характера я в них не вкладывал.
– После запрещения ходить с молебнами вы среди населения говорили: "вот смотрите, православные, советская власть не дает нам молиться" и т.д. Подтверждаете ли вы это?
– Да, подтверждаю. Я говорил, что нам не дают молиться по тому, что власть разрешения не дала и разъяснения по этому вопросу мы не добились.
Все последующие обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя ни в чем не признал.
29 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Илию к расстрелу за "контреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию".
9 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
– Активного участия в восстании я не принимал, а только отдал ключи от церкви восставшим, а они, отперев колокольню, звонили в колокола, призывая население к восстанию.
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, и следствие требует от вас правдивого показания о вашей контрреволюционной деятельности.
– Показания дать не могу, так как контрреволюционной работы не вел никогда.
– Вы показываете неверно. В 1935 году во время снятия колоколов вы высказывались: "советская власть грабит и разоряет храмы Божии" и т.д. Подтверждаете ли это?
– Высказывания мои по вопросу снятия колоколов произошли под влиянием снятия, и смысла антисоветского характера я в них не вкладывал.
– После запрещения ходить с молебнами вы среди населения говорили: "вот смотрите, православные, советская власть не дает нам молиться" и т.д. Подтверждаете ли вы это?
– Да, подтверждаю. Я говорил, что нам не дают молиться по тому, что власть разрешения не дала и разъяснения по этому вопросу мы не добились.
Все последующие обвинения, навязываемые следователем, священник категорически отверг и виновным себя ни в чем не признал.
29 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Илию к расстрелу за "контреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию".
9 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века.
Состояние на 08.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий