СТАТУС
Село в Талдомском районе.
Входит в состав Ермолинского сельского поселения.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Село расположено в 29 км от райцентра (Талдома) и в 95 км от Москвы (МКАД).
В селе постоянно проживает 40 человек (2004).
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Савеловского вокзала до ст. Талдом (111 км), далее автобусом (40 км).
2. На машине: по Дмитровскому шоссе до Дмитрова. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на "Гелиопарк" поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Северный, после чего всё время прямо до указателя поворота направо на Б.Семёновское.
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
Сначала, в XVII веке село называлось "Констянтиновское, Семеновское то ж". В XIX веке в статистическом описании именуется просто Семеновским, а в XX веке в разных источниках его называют Свято-Семеновоким и Большим Семеновским. Существует легенда, так объясняющая возникновение названия Свято-Семеновское.
Во времена польского нашествия, разорив все вокруг, враги не тронули Семеновское как "святое место".
Большим же оно, видимо, именовалось в силу своего размера в отличие от Семеновского, лежащего близ Нушпол.
Во времена польского нашествия, разорив все вокруг, враги не тронули Семеновское как "святое место".
Большим же оно, видимо, именовалось в силу своего размера в отличие от Семеновского, лежащего близ Нушпол.
А название село получило конечно от первоначально стоявшей здесь церкви прп.Симеона Стопника (Симеон - Семен - Семеновское).
ИСТОРИЯ
Возникновение его можно условно отнести еще к XVI веку.
Вполне определенно о нем говорится в Дмитровской писцовой книге 1628-1629 годов: "За дьяком за Семеном Собакиным старое его поместье Констянтиновское, Семеновское то ж, а в селе церковь Семион Столпник".
В XVII веке, находясь во владении Собакиных, село приобретает значение важного торгового и религиозного центра. Этому способствовало расположение села: высокое место, неподалеку от Дубны, по которой перевозились различные грузы.
После смерти Семена Собакина половина села была продана Ивану Сурмину и перешла как приданое его до-чери к графу Роману Воронцову, который затем купил и вторую половину села.
Село к XIX веку было одним из широко известных торговых центров Калязинского уезда Тверской губернии. Ежегодно 1 сентября здесь проходили ярмарки. На них шла торговля предметами крестьянского обихода и продуктами.
В межевом описании 1855 году «село Семеновское, Константиново тож с каменной церковью принадлежит генерал-адьютанту светл. князю Михаилу Семеновичу Воронцову».
В первой половине XIX века в Большом Семеновском развивается ткачество. В 1848 году купец Бендрышев организовал ткацкую фабрику, на которую со временем стало работать до 700 крестьян с окрестных деревень (надомники). В период полевых работ фабрика закрывалась: ее рабочие были заняты сельскохозяйственными делами. В 1888 году на фабрике работало 100 ткачей из местных крестьян. Материал Бендрышев приобретал в Москве, но ему все труднее было конкурировать с крупными фабрикантами, и производство пришлось сокращать. Вот почему к концу века в Большом Семеновском все более распространяется портновский промысел. В селе имелись две кузницы, две ветряные мельницы, две маслобойки, которые обслуживали всю округу.
Уже в 18 веке здесь стояла деревянная церковь во имя Симеона Столпника. С 1700 г. она не раз обновлялась на новую деревяную, и освящалась с тем же названием, много людей приезжало сюда на моление.
В 1874 году в селе открылась четырехгодичная школа. Она состояла из двух классных комнат. На 1 января 1888 года в ней учились 54 мальчика и 13 девочек.
В 1888 году в селе проживало 583 человека (в 1859 - 60 дворов, 559 человек).
В 1914 году в селе была открыта вторая в крае (после Талдомской, в 1898 году) публичная библиотека. Она имела 554 книги. Библиотекарем был священник.
До 1917 года село Святое Семеновское относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии, Семеновской волости.
После 1917 года территория Калязменского уезда была уменьшена. Из нескольких волостей уезда был образован Ленинский уезд Московской губернии (ныне Талдомский район Московской области), на территории которого и оказалось село Святое Семеновское, которое было переименовано в село Большое Семеновское.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Богоявления Господня
Приделы: свт. Николая Чудотворца и прп. Симеона Столпника
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Существующая церковь была построена в 1843 году при владельце села гр. Михаиле Семеновиче Воронцове, видимо, по его заказу.
Судя по всему, храм не подвергался существенным переделкам: сохранилось типичное для XIX в. покрытие купола и апсиды ромбовидными листами железа.
Храм никогда не закрывался.
Судя по всему, храм не подвергался существенным переделкам: сохранилось типичное для XIX в. покрытие купола и апсиды ромбовидными листами железа.
Храм никогда не закрывался.
Первым приходским священником каменного храма был Михаил Елпатьевский. Из священно-церковных служителей дольше всего служили представители рода Колеровых. Первый представитель этой династии Захар Колеров был определен в храм пономарем. В 1846 году после упокоения Захара Колерова, пономарем стал его сын Ксенофонт. В 1882 году у Ксенофонта и его жены Елизаветы родился сын Федор. В селе Святое Семеновское он провел детство и юность. В 1905 году окончил Тверскую духовную семинарию, стал священником и служил в храмах Тверской епархии. В 1912 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в селе Кимры Тверской губернии.
В 1929 году была предпринята попытка властей закрыть Преображенский храм, что привело к стихийному протесту прихожан. Власти жестоко расправились с верующими. Протоиерей Федор Колеров и миряне Анатолий Бойков и Михаил Больдяков были расстреляны 29 ноября 1929 года.
В 1900 году Ксенофонт Колеров был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Богоявленский храм в село Святое Семеновское, где когда-то проходил послушание пономарем. Через некоторое время сюда же был назначен настоятелем храма его второй сын – Анатолий. До 1917 года в храме проводили службы сын и отец.
После 1917 года священник Анатолий переехал из села Б. Семеновское в Малышково Кимровского района. В 1930 году был осужден и заключен в тюрьму, по возвращении из заключения он жил в деревне Ваулино, где и упокоился в 1961 году.
В самый тяжелый период смуты, когда разрушали храмы, в село Б. Семеновское в Богоявленский храм был направлен священник Николай Пиганов. Отец Николай был отзывчивым и добрым человеком. Он постоянно помогал крестьянам в их многочисленных бедах и скорбях. Вот один из примеров. В одной многодетной семье сдохла корова, которая была кормилицей семьи и дети были обречены на голод, но отец Николай спас семью, он отдал свою корову. Своим чутким отношениям к людям, он снискал большую любовь и уважение у прихожан. Когда в январе 1933г. приехала комиссия по изъятию церковных ценностей и закрытию храма, отцу Николаю удалось убедить комиссию, что иконы не содержат драг. металлов и пообещал собрать сумму, которая была ему назначена. Он собрал все ценное из своего дома, объездил всю область и собрал назначенную ему сумму. Но колокола все же сняли и храм закрыли. Служить в храме запретили. Тогда о.Николай взял из храма антиминс, а также все необходимое для службы и продолжал богослужения у себя дома. Поток верующих приходил к нему домой на службу. В 1933 году отец Николай был арестован и осужден. Через 2 года 12 февраля 1935 года он был освобожден. Преподавател в Макарьевском Решемском женском монастыре. В 1938 г. о. Николай вернулся в село Большое-Семеновское.
В 1941 г. был открыт для богослужения в селе Богоявленский храм, где снова продолжил богослужения о.Николай. В возрасте 82 г., 2 сентября 1946 г., о.Николай переведен за штат. В феврале 1960 г. о.Николай упокоился. Похоронен о.Николай на сельском кладбище.
Когда о.Николай находился в тюрьме снова приезжала комиссия по экспроприации. Возле храма собралось много верующих людей, среди них была прихожанка и певчая клироса храма, многодетная вдова Пудова Александра. Староста храма был вынужден протянуть руку с ключами от храма члену комиссии. В это время Александра в отчаянии выхватила ключи и убежала с ключами в сторону болота в лес, где и пряталась, пока не уехала комиссии. Замок входной двери храма члены комиссии не стали взламывать, видимо побоялись собравшихся около храма людей. Александра после открытия храма еще долго пела на клиросе, дожила до возраста 95 лет. Похоронена на сельском кладбище села Б. Семеновское. В семье Пудовых росла тихая, скромная девочка. По желанию ее родителей была отдана в монастырь. В иночестве – Мария, после закрытия монастыря она решила посвятить свою жизнь уходу за детьми инвалидами. Детский дом-интернат находился недалеко от города Талдома, в деревне Дубки. За ее нелегкий подвиг была всеми любима и почитаема и часто приходила в родной храм помолиться. Похоронена на кладбище в родном селе. После о.Николая в храме Богоявления служил о.Стефан. Он был скромным, мудрым человеком, большим утешителем в скорбях. Похоронен на кладбище Б. Семеновского.
В храме Богоявления Б.Семеновского более 30-ти лет прослужил настоятелем ветеран Великой Отечественной Войны протоиерей Петр Бахтин. Родился о.Петр в 1918 году в многодетной трудолюбивой семье на орловской земле, в селе Бородинка. В 1930-е гг. семью сослали в Казахстан, где он потерял отца и троих своих братьев и сестер. Когда достиг совершеннолетия, началась финская война. Петр смело встал в армейские ряды. Потом началась Великая Отечественная Война и Петр Бахтин, сначала лейтенантом артиллерийского полка, а потом командиром батальона героически защищал наше отечество. С четырьмя орденами на груди вернулся он в свой родной город, с собой на родину он привез Библию, которую получил в подарок за свою доблесть от чешского врача – христианина, сохранившего ему жизнь. В 1949 году по благословению своей матери и их духовника о.Севастьяна Карагоспоренского (ныне канонизированного) Петр Бахтин поступил в Московскую Духовную семинарию, но через 2 года был арестован и отправлен в Пермские лагеря на 5 лет за то, что стал верующим христианином и стал свой партбилет. Освободившись, о. Петр продолжил учиться в семинарии, успешно ее закончил, женился и принял священный сан. Вместе со своей матушкой Светланой батюшка он воспитал 3 сыновей, которые стали священниками. Ни одно десятилетие нес свое пастырское служение о.Петр, постоянно окормляясь у братии Троицко-Сергиевой лавры. 22 января 2005 года на 87 году, он умер. Сейчас в Богоявленском храме служит его преемник священник Владимир (Федоров), который проходил здесь же и в г. Талдоме, в храме Архистратига Михаила послушание пономаря, диакона и был рукоположен в сан священника в 2003 году. С 1 сентября 2003 года назначен настоятелем Богоявленского храма села Б.Семеновского.
ЛИЧНОСТИ
священномученик Феодор Колеров (см. о нем подробнее на странице Феодор Колеров на этом сайте)
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Храм выстроен в стиле позднего классицизма.
Кирпичная, оштукатуренная церковь.
Композиция трехчастная осевая.
Четверик церкви с боковыми четырехколонными портиками завершен стройной световой ротондой, на куполе которой поставлена декоративная главка. С запада к нему примыкают сравнительно небольшая трапезная и колокольня. Колокольня из четырёх кубических ярусов завершается куполом со шпилем.
Сохранилось типичное для XIX в. покрытие купола и апсиды ромбовидными листами железа.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: священник Владимир Федоров
СВЯТЫНИ, ИНТЕРЬЕР
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
СВЯТЫНИ, ИНТЕРЬЕР
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999
Состояние на 19.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий