ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Михаил Марков
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Можайский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; Московская область (г. Можайск, села Горетово, Глазово, Горячкино; г. Звенигород, г. Сергиев посад).
ДНИ ПАМЯТИ
16 июня (3 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Кузбасских святых
ЖИЗНЬ
Михаил Марков
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Можайский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; Московская область (г. Можайск, села Горетово, Глазово, Горячкино; г. Звенигород, г. Сергиев посад).
ДНИ ПАМЯТИ
16 июня (3 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Кузбасских святых
ЖИЗНЬ
Родился 4 ноября 1881 года в селе Горетово Можайского уезда Московской губернии в семье настоятеля Троицкой церкви села Горетово Михаила Маркова. Все 4 его сына - Петр, Сергей, Александр и Михаил - стали священниками. (Петр - священник храма Христа Спасителя, Сергей - благочинный Никитского сорока, Александр - священник Троицкой церкви села Горетово, был репрессирован).
В 1899 году Михаил окончил Звенигородское духовное училище, в 1905 г. - Вифанскую духовную семинарию.
С 1905 по 1907 год был учителем церковно-приходской школы в Богородском уезде; в 1907 - 1909 гг. – преподаватель Закон Божий в Московской Даниловской церковно-приходской школе при Обществе трезвости.
Женился. Супруга - Елизавета (род. в 1884 г.)
В 1908 г. рукоположен в священника к Троицкой церкви села Горетово на место умершего отца.
В 1909 году был назначен заведующим Авдотьинской и Горетовской церковно-приходскими школами, в 1912 - 1914 гг. преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах, был членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. В 1913 году прослушал миссионерские курсы в Можайске.
С 1918 г. был лишен избирательных прав и с тех пор стал "лишенцем".
В 1924 году у него родился сын Петр.
С 1927 г. Михаил, как "служитель культа", облагался индивидуальным налогом от 230 до 400 рублей.
В 1929 году местные власти попытались закрыть храм. Они потребовали от священника уплаты страховки за здание храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. Но Михаил обратился к прихожанам с просьбой о помощи, и требуемая сумма была выплачена. Тогда священника арестовали и обвинили в том, что он занимается принудительным сбором в пользу церковных и религиозных групп. Священник Михаил был приговорен к 8 годам ссылки. Приговор, однако, вскоре был отменен, и наказание ограничено выплатой 300 рублей штрафа.
В 1933 г. сельсовет издал постановление о закрытии Троицкой церкви. Священник не согласился с ним и послал членов церковного совета с ходатайством об отмене неправого решения в Москву. Ему и на этот раз удалось отстоять храм от закрытия.
Вскоре Михаил был арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации, противодействии закрытию церкви, участии в контрреволюционных и антиколхозных целях в совещаниях церковного совета, недовольстве Советской властью и заключен в тюрьму Можайска.
Свидетелями обвинения против него выступили инициаторы закрытия храма – секретарь сельсовета и председатель колхоза. Секретарь показал, что священник
ко всем проводимым на селе мероприятиям советской власти настроен явно враждебно; используя как орудие борьбы с последними церковь в период церковной службы среди посетителей церкви говорил: "Православные граждане, коммунисты нам не дают спокойно жить, они совершенно нас душат своими налогами и сборами, житья совершенно не стало”.
Вызванный на допрос, отец Михаил показал: «На советскую власть я смотрю как религиозник и считаю, что советская власть, так же как и остальные власти, от Бога... Помимо церковных служб, в нашей церкви часто собирались совещания членов церковного совета, на которых по их просьбе присутствовал и я, но с правом совещательного голоса. На совещаниях церковников ставился ли вопрос о колхозном строительстве и вообще о власти, я не помню, но в период моего присутствия этого не было. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
Тройкой при ПП ОГПУ Михаил был приговорен к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Карагандинский лагерь в Казахстан. В 1934 г. тройка ОГПУ заменила ему заключение в лагере ссылкой в Казахстан на оставшийся срок.
Вернувшись из ссылки в 1936 году, он поселился в родном селе; в 1937 г. его назначили служить в Преображенский храм в селе Горячкино Можайского района, где Михаил проявил себя как ревностный пастырь. Увидев, что храм давно не ремонтировался, он собрал средства и отремонтировал его. Церковный совет всегда шел навстречу просьбам священника и разрешил ему накосить травы. Власти попытались привлечь священника за это к ответственности, но, благодаря заступничеству крестьян, это им тогда сделать не удалось.
29 ноября 1937 года священник был снова арестован и заключен в можайскую тюрьму. После его ареста на допросы стали вызываться свидетели.
Председатель колхоза показал: «До Маркова в селе Горячкино служил священник... который совершенно не имел никакого влияния среди колхозников, какового верующие выгнали. Но когда стал служить в церкви священник Марков, то стало для каждого заметно, что Марков завоевывает авторитет среди верующих... С момента службы Маркова участились случаи невыхода на колхозную работу отдельных колхозников в дни службы в церкви. Из разговоров колхозников можно слышать, что Марков хороший священник, который крепко стоит за религию и дает им напутствие, чтобы не забывали Бога. 20 июля Марков, не спросив разрешения у правления колхоза, самовольно скосил 0,75 га сенокоса, на что составлен был акт, как на самовольное сенокошение. Но когда Маркову предложили это сено сдать в колхоз, то Марков заявил: "Вы мне запишите за работу, так как не по моей вине был скошен сенокос, мне его отвел церковный совет... Я для советской власти не батрак и поэтому прошу мне за труды заплатить”. Защищать Маркова ко мне пришла гражданка из деревни Грязи Богданова, которая мне прямо заявила: "Вы какое имеете право обижать нашего священника? Мы вас под суд отдадим за такие безобразия. Священник этот не ваш, и он вам не мешает, а нам он нужен, поэтому дайте ему свободу действий в его службе и не притесняйте его”.
4 декабря следователь, допросил отца Михаила и узнав, кого из священнослужителей он знает, спросил:
– С кем из них имеете хорошие связи?
– Я ходил часто молиться в глазовскую церковь и иногда бывал у священника Петра Николаевича Голубева*.
– Цели ваших встреч?
– Ходил молиться в глазовскую церковь, после этого меня приглашал священник Голубев пить чай, и я у него просиживал минут тридцать.
– С кем вы имели связь в селе Горячкино?
– Связь в селе Горячкино по делам службы я имел с председателем церковного совета Матреной Богдановой.
– На каких основаниях вы скосили колхозный сенокос?
– Я скосил сенокос по распоряжению председателя церковного совета Матрены Богдановой. От сельсовета мне не было дано разрешения.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения?
– Я антисоветской агитации среди населения не вел, так как за это могут посадить в тюрьму.
В 1937 г. тройкой НКВД приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Мариинский лагерь в Кемеровской области.
В 1938 г. умер в Мариинском лагере.
В 1899 году Михаил окончил Звенигородское духовное училище, в 1905 г. - Вифанскую духовную семинарию.
С 1905 по 1907 год был учителем церковно-приходской школы в Богородском уезде; в 1907 - 1909 гг. – преподаватель Закон Божий в Московской Даниловской церковно-приходской школе при Обществе трезвости.
Женился. Супруга - Елизавета (род. в 1884 г.)
В 1908 г. рукоположен в священника к Троицкой церкви села Горетово на место умершего отца.
В 1909 году был назначен заведующим Авдотьинской и Горетовской церковно-приходскими школами, в 1912 - 1914 гг. преподавал Закон Божий в Хотиловской и Троицкой земских школах, был членом благочиннического совета 3-го округа Можайского уезда. В 1913 году прослушал миссионерские курсы в Можайске.
С 1918 г. был лишен избирательных прав и с тех пор стал "лишенцем".
В 1924 году у него родился сын Петр.
С 1927 г. Михаил, как "служитель культа", облагался индивидуальным налогом от 230 до 400 рублей.
В 1929 году местные власти попытались закрыть храм. Они потребовали от священника уплаты страховки за здание храма, предполагая, что тот не сумеет собрать нужных средств. Но Михаил обратился к прихожанам с просьбой о помощи, и требуемая сумма была выплачена. Тогда священника арестовали и обвинили в том, что он занимается принудительным сбором в пользу церковных и религиозных групп. Священник Михаил был приговорен к 8 годам ссылки. Приговор, однако, вскоре был отменен, и наказание ограничено выплатой 300 рублей штрафа.
В 1933 г. сельсовет издал постановление о закрытии Троицкой церкви. Священник не согласился с ним и послал членов церковного совета с ходатайством об отмене неправого решения в Москву. Ему и на этот раз удалось отстоять храм от закрытия.
Вскоре Михаил был арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации, противодействии закрытию церкви, участии в контрреволюционных и антиколхозных целях в совещаниях церковного совета, недовольстве Советской властью и заключен в тюрьму Можайска.
Свидетелями обвинения против него выступили инициаторы закрытия храма – секретарь сельсовета и председатель колхоза. Секретарь показал, что священник
ко всем проводимым на селе мероприятиям советской власти настроен явно враждебно; используя как орудие борьбы с последними церковь в период церковной службы среди посетителей церкви говорил: "Православные граждане, коммунисты нам не дают спокойно жить, они совершенно нас душат своими налогами и сборами, житья совершенно не стало”.
Вызванный на допрос, отец Михаил показал: «На советскую власть я смотрю как религиозник и считаю, что советская власть, так же как и остальные власти, от Бога... Помимо церковных служб, в нашей церкви часто собирались совещания членов церковного совета, на которых по их просьбе присутствовал и я, но с правом совещательного голоса. На совещаниях церковников ставился ли вопрос о колхозном строительстве и вообще о власти, я не помню, но в период моего присутствия этого не было. В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю».
Тройкой при ПП ОГПУ Михаил был приговорен к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Карагандинский лагерь в Казахстан. В 1934 г. тройка ОГПУ заменила ему заключение в лагере ссылкой в Казахстан на оставшийся срок.
Вернувшись из ссылки в 1936 году, он поселился в родном селе; в 1937 г. его назначили служить в Преображенский храм в селе Горячкино Можайского района, где Михаил проявил себя как ревностный пастырь. Увидев, что храм давно не ремонтировался, он собрал средства и отремонтировал его. Церковный совет всегда шел навстречу просьбам священника и разрешил ему накосить травы. Власти попытались привлечь священника за это к ответственности, но, благодаря заступничеству крестьян, это им тогда сделать не удалось.
29 ноября 1937 года священник был снова арестован и заключен в можайскую тюрьму. После его ареста на допросы стали вызываться свидетели.
Председатель колхоза показал: «До Маркова в селе Горячкино служил священник... который совершенно не имел никакого влияния среди колхозников, какового верующие выгнали. Но когда стал служить в церкви священник Марков, то стало для каждого заметно, что Марков завоевывает авторитет среди верующих... С момента службы Маркова участились случаи невыхода на колхозную работу отдельных колхозников в дни службы в церкви. Из разговоров колхозников можно слышать, что Марков хороший священник, который крепко стоит за религию и дает им напутствие, чтобы не забывали Бога. 20 июля Марков, не спросив разрешения у правления колхоза, самовольно скосил 0,75 га сенокоса, на что составлен был акт, как на самовольное сенокошение. Но когда Маркову предложили это сено сдать в колхоз, то Марков заявил: "Вы мне запишите за работу, так как не по моей вине был скошен сенокос, мне его отвел церковный совет... Я для советской власти не батрак и поэтому прошу мне за труды заплатить”. Защищать Маркова ко мне пришла гражданка из деревни Грязи Богданова, которая мне прямо заявила: "Вы какое имеете право обижать нашего священника? Мы вас под суд отдадим за такие безобразия. Священник этот не ваш, и он вам не мешает, а нам он нужен, поэтому дайте ему свободу действий в его службе и не притесняйте его”.
4 декабря следователь, допросил отца Михаила и узнав, кого из священнослужителей он знает, спросил:
– С кем из них имеете хорошие связи?
– Я ходил часто молиться в глазовскую церковь и иногда бывал у священника Петра Николаевича Голубева*.
– Цели ваших встреч?
– Ходил молиться в глазовскую церковь, после этого меня приглашал священник Голубев пить чай, и я у него просиживал минут тридцать.
– С кем вы имели связь в селе Горячкино?
– Связь в селе Горячкино по делам службы я имел с председателем церковного совета Матреной Богдановой.
– На каких основаниях вы скосили колхозный сенокос?
– Я скосил сенокос по распоряжению председателя церковного совета Матрены Богдановой. От сельсовета мне не было дано разрешения.
– Какую контрреволюционную деятельность вы вели среди населения?
– Я антисоветской агитации среди населения не вел, так как за это могут посадить в тюрьму.
В 1937 г. тройкой НКВД приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был отправлен в Мариинский лагерь в Кемеровской области.
В 1938 г. умер в Мариинском лагере.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
18 августа 2004 года определением Священного Синода был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Июнь. Тверь, 2008.
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 4.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий