Расположение:
Площадь
находится в Донском районе (ЮАО) между улицей Стасовой, Донской
улицей, 4-м Донским проездом и 3-м Донским проездом.
На ней находится Донской
монастырь.
Недалеко – метро «Шаболовская».
Описание:
Площадь с
двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении).
Тротуары – с 2-х сторон; полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей
частью. Озеленение хорошее.
История:
Площадь
названа в 17 веке по Донскому монастырю, который на ней находится.
Жилых домов нет.
Достопримечательность:
Православный Донской мужской монастырь с 13 храмами (+ еще один – рядом с мон-рем), 4 часовнями, кладбищем и др. объектами (№ 1–3; Южное викариатство, Донское благочиние. Ставропигиальный. История: основан в 1591 г. царем Феодором Иоанновичем на месте стана русских войск, обративших в бегство крымского хана Казы-Гирея. Здесь была палатка с Донской иконой Божией Матери, которую св. князь Димитрий Донской брал на Куликовскую битву. Крепость на юге Москвы. После польско-литовского опустошения восстановлен в 17 в. царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем. После наполеоновского разорения также был восстановлен. Был закрыт в 1926 г. (Малый собор был закрыт в 1930–1946 гг.) и здесь разместился антирелигиозный музей, а затем – музей архитектуры. Снова открыт в 1991 г. Строения: ансамбль мон-ря в стиле московского барокко сложился в конце 17 – 1-й пол. 18 вв. Храмы: Малый собор Донской иконы Божией Матери (1593, затем перестраивался; приделы: прп. Сергия Радонежского и прп. Феодора Студита, трапезная и шатровая колокольня – 17 в., одноглавый, фрагменты росписей 18 в., главный иконостас – 17 в., чтимые иконы Божией матери – Донская, Феодоровская и «Знамение»); Большой собор Донской иконы Божией Матери (1698, затем достраивался и обновлялся; с ризницей; пятиглавый, на подклете, вокруг него – обходная галерея; мощи святителя Тихона, Патриарха Московского; большой резной иконостас – кон. 17 в., в котором находится и копия с чудотворного образа Донской иконы Божией Матери; есть росписи 17 в., но в основном живопись более поздняя; в подклете – храм-усыпальница имеретинских царей в честь Сретения Господня, построенный в нач. 18 в. имеретинским царем Арчилом); храм прп. Александра Свирского (кон. 18 в., является усыпальницей Зубовых); Екатерино-Златоустинский храм (19 в., двухэтажный, верхний храм – свт. Иоанна Златоуста; нижний храм – великомученицы Екатерины; усыпальница Первушиных); храм Архангела Михаила (нач. 18 в., больничный, усыпальница князей Голицыных); храм прп. Иоанна Лествичника (кон. 19 в., усыпальница Терещенко); храм свт. Тихона Московского с нижним храмом св. князя Вячеслава Чешского (19 в.); храм Тихвинской иконы Божией Матери (нач. 18 в., надвратный – над Святыми вратами; храм вмч. Георгия Победоносца (2000); храм св. князя Александра Невского (2006); колокольня (сер. 18 в.) находится над западными проездными вратами, а под ней – храм свв. праведных Захарии и Елисаветы (1-я пол. 18 в.); часовня-усыпальница Левченко; храм прп. Серафима Саровского и св. княгини Анны Кашинской (нач. 20 в., на Новом кладбище; в советское время в нем был 1-й московский крематорий, а с 1998 г. богослужения возобновились); братский, больничный и хозяйственный корпуса; музей военной техники; стены с 12 башнями ограды (17–18 вв.). Богослужения: службы в основном проходят в Большом соборе, Сретенском и Серафимовском храмах. Братский молебен – в 6.40, литургия – в 8.00, вечерняя служба – в 17.00; в субботу и большие праздники – 2 литургии: в 8.00 и в 9.00; по воскресеньям – 3 литургии (в 7.00, 9.00 и 10.00). Духовенство: наместник (глава): игумен Парамон Голубка (род. в 1977 г.); другие клирики: сведений нет. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа, молодежный клуб «Донской»; лекторий, посвященный основам православной веры; иконописная, золотошвейная и реставрационная мастерские; паломнический центр; проводятся экскурсии по мон-рю; добровольческие работы волонтеров по сохранению некрополя. Сайт есть – хороший и его вообще можно признать одним из образцовых: всё по делу и без «воды»).
В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе над крымцами в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик.
Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г. Его конфигурация в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников в дальнейшем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных построек. Предположительно автором проекта был Федор Конь – создатель стен Белого города в Москве и укреплений Смоленского кремля. В 1679 г. к собору была пристроена трапезная и шатровая колокольня.
В 1684–98 годах по обету сестры Петра I, царевны Екатерины Алексеевны, возведен второй собор, тоже Донской иконы Божией Матери, получивший название Большого. Поставленный на высоком подклете, он создан четырехлепестковым в плане, причем каждый выступ увенчан своей главой. Это редкий для Москвы случай, когда главы собора расставлены по сторонам света. Полностью сохранилось убранство: восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты, и росписи кисти Клаудио. Тогда же на пожертвования семьи Кирилловых создана каменная ограда с двенадцатью башнями.
Над северными вратами в 1713–14 годах вдовой царя Ивана V возведена Тихвинская церковь, над западными в 1750–53 годах – колокольня с церковью святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построена больница и другие здания. Позже создавались фамильные церкви-усыпальницы: князья Голицыны в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила, над могилами Зубовых в 1796–98 годах появилась церковь-ротонда во имя Александра Свирского, в 1888–1891 годах в псевдовизантийском стиле возведена церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, в 1898 генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.
В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.
Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер.
Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно. На месте бывших братских огородов построено две новых небольших церкви: в честь патриарха Тихона и во имя Георгия Победоносца.
В 2014-2016 гг. была проведена реставрация малого собора. Реставраторы заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм. Проведена реставрация металлического креста середины XVIII века с прорезными деталями, а также крестов на колокольне и главах приделов. Фасады были окрашены в цвет, обнаруженный при натурном обследовании. Самой важной и сложной частью реставрации стало воссоздание растесанных окон XVI века.
Отреставрирован в 2016 г.
Донской мужской монастырь был основан по велению царя Федора Иоановича в 1591 году. Назван он в честь Донской иконы Божией Матери, которая, по легенде, помогла войску князя Дмитрия одержать победу в сражении с ордой хана Казы-Гирея. Позже на месте битвы построили небольшой одноглавый собор Донской иконы Божией Матери (ныне Малый собор на территории монастыря).
В 1698 году был возведен Большой собор — величественный храм, тоже посвященный Донской иконе Божией Матери. Примерно в этот же период монастырь окружают каменной стеной с двенадцатью башнями. В XVIII веке монастырь превращается в крупное хозяйство с обширными владениями. Строится Тихвинская надвратная церковь, колокольня над западными воротами, архимандритские покои, здание духовной семинарии. В конце века стены Большого собора украшаются фресками итальянца Клаудио.
В XIX веке в Донском монастыре открывается духовное училище для подготовки семинаристов, а также иконописная палата им. Селезнёва, где обучали живописи.
Почти половину территории монастыря занимает некрополь. Это самое крупное из сохранившихся в Москве дворянских кладбищ. Здесь захоронено множество деятелей культуры и искусства. Сохранилось множество родовых усыпальниц.
В советский период в монастыре размещался Антирелигиозный музей искусств, затем музей архитектуры. В 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату, заново освящен Большой собор. Сегодня на территории монастыря находится 11 храмов, православные святыни. Монастырь можно посетить с экскурсией.
На территории мон-ря – старое Донское кладбище (с могилами грузинских царевичей, участников Отечественной войны 1812 г., декабристов, писателей, философов и пр. и некоторыми оригинальными надгробиями). В январе 2018 года священник Михаил Овсянников из Донского монастыря освобожден выведен за штат, а священник Леонид Цапок из Анадырской епархии направлен на служение в Донской монастырь на 1 год.
За стенами мон-ря – новое Донское кладбище (нач. 20 в.).
Основан в 1591 г. (по другой версии, в 1593) в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея (1591) на месте, где располагалась передвижная крепость Бориса Годунова и походная церковь Сергия Радонежского с образом Донской Богоматери.
Первоначально обитель была небогатой, малочисленной.
В 1627—29 гг. Донской монастырь владел сельцом Семёновским с 20 пустошами и 16 крестьянскими дворами (20 душ крестьян).
Около 1650 г. Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю.
В 1678 г. восстановлена самостоятельность Донского монастыря; он получил богатые пожалования, имел свыше 1,4 тыс. крестьянских дворов.
В 1683 г. монастырь возведён в степень архимандритии, ему отмежёвано 20 десятин близлежащей городской выгонной земли; тогда же к нему приписаны Видогощский, Жиздринский и Шаровкин монастыри, Тихонова пустынь, в 1685 г. — Иаковлевский Железноборовский монастырь.
С 1711 г. Донской монастырь — усыпальница грузинских царей.
В 1724 г. в Донской монастырь переведены монахи и имущество Андреевского монастыря. В 1739 г. монастырь владел 880 дворами (свыше 6,7 тыс. душ), 14 мельницами, рыбными ловлями и перевозами.
В 1747 г. в Донской монастырь намеревались перевести Славяно-греко-латинскую академию, но ограничились уплатой жалованья персоналу академии из монастырской казны.
Во время эпидемии чумы 1771 г. в стенах монастыря был убит архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский).
В 1812 г. Донской монастырь разграблен французами, но наиболее ценные вещи были заранее вывезены в Вологду.
К 1917 г. в монастыре было 48 монахов и 2 послушника.
После 1917 г. Донской монастырь закрыт.
В 1922 — начале 1925 гг. здесь содержался под арестом, а затем жил после освобождения из-под стражи патриарх Тихон.
В 1924 г. часть помещений Донского монастыря была занята детской трудовой колонией.
В 1934 г. Донской монастырь передан государственному Музею архитектуры Академии архитектуры СССР, с 1964 г. стал филиалом научно-исследовательского Музея архитектуры имени А. Щусева. Сюда были свезены детали многих снесённых храмов (в том числе храма Христа Спасителя, церкви Николая Чудотворца в Столпах, церкви Успения на Покровке), Сухаревой башни, Макарьевского Унженского монастыря и др.
В Донском монастыре сохранились многочисленные постройки 16—19 вв.
Малый («Старый») собор (1591—93) типичен для «годуновского» зодчества: он имеет крещатый свод с горкой полукруглых кокошников и ордерную декорацию фасадов. В 1678—79 гг. к храму пристроили миниатюрные приделы святого Сергия Радонежского и святого Феодора Стратилата, а также трапезную и колокольню. Контраст высокой и стройной колокольни с низкой широкой трапезной, маленьких приделов с основным объёмом обогатил композиционное решение здания. Большой («Новый») собор (1684 — 1698) необычен для русского зодчества 17 в.: большой четырёхстолпный храм, квадратный в плане, со всех сторон обстроен выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды. Высокий подклет, где находилась усыпальница грузинских царей и князей, окружённый гульбищем, придаёт особую монументальность слитному массиву собора. Ризница у юго-восточного угла с характерными раннебарочными наличниками пристроена в 1740-х гг. (архитектор В. Обухов). В интерьере сохранились: первоначальный иконостас с виртуозной горельефной резьбой (резчики Карп Золотарёв, Абросим Андреев и др.) и иконами, современными постройке храма; настенная роспись А. Клаудо «по идее» В. Баженова (1782—85), интересна как редкий, полностью сохранившийся пример стенописи эпохи классицизма.
Церковь Тихвинской Богоматери (1713—14) над северными воротами — памятник петровской эпохи, где черты барокко (пластика круглящихся раскрепованных ярусных объёмов и полукруглые фронтоны по осям фасадов) выявились достаточно наглядно.
Надвратная колокольня с церковью Захария и Елизаветы построена в 1730—53 гг. (архитекторы Д. Трезини, И. Шедель, А. Евлашев). Стены и башни строились с 1686 по 1711 г., когда они уже полностью утратили оборонительное значение. Это отразилось на облике башен, завершённых своеобразными коронами, с обилием балюстрад, гребней и пинаклей.
Многие жилые и хозяйственные постройки монастыря возведены в XVII в.; часть относится к 18—19 вв.
В 1990 г. 7 храмов Донского монастыря переданы патриархии.
Донское кладбище. Старое Донское кладбище возникло в конце 16 — начале 17 вв. на территории Донского монастыря (отсюда название). Сохранились могилы грузинских царевичей Давида, Матвея и Александра (конец XVII — начало 18 вв.). Монастырский некрополь стал быстро развиваться после 1771 г., когда было запрещено хоронить покойников в городской черте. По количеству и художественным достоинствам надгробий кладбище Донского монастыря в Москве не имеет себе равных. Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги 18—19 вв., пирамиды и «жертвенники» (колонны, пересечённые кубом и несущие урну), кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц (работы И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали). На Донском кладбище похоронены многие русские государственные и общественные деятели (участники Отечественной войны 1812 г., декабристы М. Нарышкин, П. Свистунов, В. Зубков, философ П. Чаадаев, писатели М. Херасков, А. Сумароков, И. Дмитриев, В. Одоевский, художник В. Перов, учёные В. Ключевский и Н. Жуковский, архитектор О. Бове и др.). В ансамбль некрополя входят и усыпальницы: тяжеловесная церковь святого Иоанна Златоуста и Екатерины (1888—91, архитектор А. Венсан), построенная как усыпальница рода Первушиных в «византийском» стиле; классицистическая ротонда церкви Святого Александра Свирского (1796 — 1798) — усыпальницы графов Зубовых; небольшой храм Святого Михаила Архангела с усыпальницей Голицыных, перестроенный в 1806—09 гг. из больничной церкви 1714 г. и получивший облик, характерный для классицизма; эклектическая церковь святого Иоанна Лествичника (1898) — усыпальница Терещенко, воспроизводящая формы московского посадского храма 17 в. с 5 шатровыми главками; часовня-мавзолей Левченко (конец XIX в.) в неорусском стиле.
В начале 20 в. к югу от старого кладбища открыли новое с церковью Серафима Саровского и Анны Кашинской (1904—14 гг., архитектор З. Иванов), в 1927 г. перестроенной в первый советский крематорий (архитектор Д. Осипов). На Новом Донском кладбище похоронены профессор С. Муромцев, академики В. Адоратский и А. Шубников, артист С. Михоэлс. На братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал и в 1960 г. зажжён вечный огонь славы.
В 1591 году на месте нынешней обители находился «обоз» – военный лагерь русских войск, готовившихся к обороне Москвы от крымского хана Казы-Гирея. Стремительная победа над ним была воспринята как чудо. В лагере находилась Донская икона Божией Матери, и именно в ее честь и в память о победе над крымцами в 1593 году был создан монастырь. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик.
Первый собор Донской иконы Божией Матери был построен в 1593 г. Его конфигурация в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников в дальнейшем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных построек. Предположительно автором проекта был Федор Конь – создатель стен Белого города в Москве и укреплений Смоленского кремля. В 1679 г. к собору была пристроена трапезная и шатровая колокольня.
В 1684–98 годах по обету сестры Петра I, царевны Екатерины Алексеевны, возведен второй собор, тоже Донской иконы Божией Матери, получивший название Большого. Поставленный на высоком подклете, он создан четырехлепестковым в плане, причем каждый выступ увенчан своей главой. Это редкий для Москвы случай, когда главы собора расставлены по сторонам света. Полностью сохранилось убранство: восьмиярусный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты, и росписи кисти Клаудио. Тогда же на пожертвования семьи Кирилловых создана каменная ограда с двенадцатью башнями.
Над северными вратами в 1713–14 годах вдовой царя Ивана V возведена Тихвинская церковь, над западными в 1750–53 годах – колокольня с церковью святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построена больница и другие здания. Позже создавались фамильные церкви-усыпальницы: князья Голицыны в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила, над могилами Зубовых в 1796–98 годах появилась церковь-ротонда во имя Александра Свирского, в 1888–1891 годах в псевдовизантийском стиле возведена церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, в 1898 генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.
В 1920-х в монастыре продолжались богослужения, но отдельные здания передавались под советские учреждения и жилье. В 1922–25 годах здесь содержался патриарх Тихон. В 1934 году вся территория перешла в ведение Музея архитектуры. Это позволило сохранить уникальный ансамбль и создать на его основе архитектурный заповедник. Вдоль его северной и восточной стен разместили фрагменты разрушенных в 1920-30-х годах памятников: часть мраморных горельефов Храма Христа Спасителя, оконные наличники Сухаревой башни, портал церкви Успения на Покровке, окно из затопленного Калязинского монастыря на Волге и т.д.
Кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после революции. Сюда свозили некоторые надгробия из других храмов и монастырей. С 1946 года действовал только Малый собор. В Большом была музейная экспозиция, малые церкви приспособили под библиотеку, архив и фондохранилища. Церковь Иоанна Златоуста при этом полностью утратила интерьер.
Возрождение монастыря началось с 1991 года, вскоре после его открытия обретены мощи патриарха Тихона. Богослужения проводятся постоянно в Большом соборе, остальные церкви открыты нерегулярно. На месте бывших братских огородов построено две новых небольших церкви: в честь патриарха Тихона и во имя Георгия Победоносца.
В 2014-2016 гг. была проведена реставрация малого собора. Реставраторы заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм. Проведена реставрация металлического креста середины XVIII века с прорезными деталями, а также крестов на колокольне и главах приделов. Фасады были окрашены в цвет, обнаруженный при натурном обследовании. Самой важной и сложной частью реставрации стало воссоздание растесанных окон XVI века.
Отреставрирован в 2016 г.
Донской мужской монастырь был основан по велению царя Федора Иоановича в 1591 году. Назван он в честь Донской иконы Божией Матери, которая, по легенде, помогла войску князя Дмитрия одержать победу в сражении с ордой хана Казы-Гирея. Позже на месте битвы построили небольшой одноглавый собор Донской иконы Божией Матери (ныне Малый собор на территории монастыря).
В 1698 году был возведен Большой собор — величественный храм, тоже посвященный Донской иконе Божией Матери. Примерно в этот же период монастырь окружают каменной стеной с двенадцатью башнями. В XVIII веке монастырь превращается в крупное хозяйство с обширными владениями. Строится Тихвинская надвратная церковь, колокольня над западными воротами, архимандритские покои, здание духовной семинарии. В конце века стены Большого собора украшаются фресками итальянца Клаудио.
В XIX веке в Донском монастыре открывается духовное училище для подготовки семинаристов, а также иконописная палата им. Селезнёва, где обучали живописи.
Почти половину территории монастыря занимает некрополь. Это самое крупное из сохранившихся в Москве дворянских кладбищ. Здесь захоронено множество деятелей культуры и искусства. Сохранилось множество родовых усыпальниц.
В советский период в монастыре размещался Антирелигиозный музей искусств, затем музей архитектуры. В 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату, заново освящен Большой собор. Сегодня на территории монастыря находится 11 храмов, православные святыни. Монастырь можно посетить с экскурсией.
На территории мон-ря – старое Донское кладбище (с могилами грузинских царевичей, участников Отечественной войны 1812 г., декабристов, писателей, философов и пр. и некоторыми оригинальными надгробиями). В январе 2018 года священник Михаил Овсянников из Донского монастыря освобожден выведен за штат, а священник Леонид Цапок из Анадырской епархии направлен на служение в Донской монастырь на 1 год.
За стенами мон-ря – новое Донское кладбище (нач. 20 в.).
Основан в 1591 г. (по другой версии, в 1593) в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея (1591) на месте, где располагалась передвижная крепость Бориса Годунова и походная церковь Сергия Радонежского с образом Донской Богоматери.
Первоначально обитель была небогатой, малочисленной.
В 1627—29 гг. Донской монастырь владел сельцом Семёновским с 20 пустошами и 16 крестьянскими дворами (20 душ крестьян).
Около 1650 г. Донской монастырь был приписан к Андреевскому монастырю.
В 1678 г. восстановлена самостоятельность Донского монастыря; он получил богатые пожалования, имел свыше 1,4 тыс. крестьянских дворов.
В 1683 г. монастырь возведён в степень архимандритии, ему отмежёвано 20 десятин близлежащей городской выгонной земли; тогда же к нему приписаны Видогощский, Жиздринский и Шаровкин монастыри, Тихонова пустынь, в 1685 г. — Иаковлевский Железноборовский монастырь.
С 1711 г. Донской монастырь — усыпальница грузинских царей.
В 1724 г. в Донской монастырь переведены монахи и имущество Андреевского монастыря. В 1739 г. монастырь владел 880 дворами (свыше 6,7 тыс. душ), 14 мельницами, рыбными ловлями и перевозами.
В 1747 г. в Донской монастырь намеревались перевести Славяно-греко-латинскую академию, но ограничились уплатой жалованья персоналу академии из монастырской казны.
Во время эпидемии чумы 1771 г. в стенах монастыря был убит архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский).
В 1812 г. Донской монастырь разграблен французами, но наиболее ценные вещи были заранее вывезены в Вологду.
К 1917 г. в монастыре было 48 монахов и 2 послушника.
После 1917 г. Донской монастырь закрыт.
В 1922 — начале 1925 гг. здесь содержался под арестом, а затем жил после освобождения из-под стражи патриарх Тихон.
В 1924 г. часть помещений Донского монастыря была занята детской трудовой колонией.
В 1934 г. Донской монастырь передан государственному Музею архитектуры Академии архитектуры СССР, с 1964 г. стал филиалом научно-исследовательского Музея архитектуры имени А. Щусева. Сюда были свезены детали многих снесённых храмов (в том числе храма Христа Спасителя, церкви Николая Чудотворца в Столпах, церкви Успения на Покровке), Сухаревой башни, Макарьевского Унженского монастыря и др.
В Донском монастыре сохранились многочисленные постройки 16—19 вв.
Малый («Старый») собор (1591—93) типичен для «годуновского» зодчества: он имеет крещатый свод с горкой полукруглых кокошников и ордерную декорацию фасадов. В 1678—79 гг. к храму пристроили миниатюрные приделы святого Сергия Радонежского и святого Феодора Стратилата, а также трапезную и колокольню. Контраст высокой и стройной колокольни с низкой широкой трапезной, маленьких приделов с основным объёмом обогатил композиционное решение здания. Большой («Новый») собор (1684 — 1698) необычен для русского зодчества 17 в.: большой четырёхстолпный храм, квадратный в плане, со всех сторон обстроен выступающими полукруглыми башнеобразными притворами, вторящими форме апсиды. Высокий подклет, где находилась усыпальница грузинских царей и князей, окружённый гульбищем, придаёт особую монументальность слитному массиву собора. Ризница у юго-восточного угла с характерными раннебарочными наличниками пристроена в 1740-х гг. (архитектор В. Обухов). В интерьере сохранились: первоначальный иконостас с виртуозной горельефной резьбой (резчики Карп Золотарёв, Абросим Андреев и др.) и иконами, современными постройке храма; настенная роспись А. Клаудо «по идее» В. Баженова (1782—85), интересна как редкий, полностью сохранившийся пример стенописи эпохи классицизма.
Церковь Тихвинской Богоматери (1713—14) над северными воротами — памятник петровской эпохи, где черты барокко (пластика круглящихся раскрепованных ярусных объёмов и полукруглые фронтоны по осям фасадов) выявились достаточно наглядно.
Надвратная колокольня с церковью Захария и Елизаветы построена в 1730—53 гг. (архитекторы Д. Трезини, И. Шедель, А. Евлашев). Стены и башни строились с 1686 по 1711 г., когда они уже полностью утратили оборонительное значение. Это отразилось на облике башен, завершённых своеобразными коронами, с обилием балюстрад, гребней и пинаклей.
Многие жилые и хозяйственные постройки монастыря возведены в XVII в.; часть относится к 18—19 вв.
В 1990 г. 7 храмов Донского монастыря переданы патриархии.
Донское кладбище. Старое Донское кладбище возникло в конце 16 — начале 17 вв. на территории Донского монастыря (отсюда название). Сохранились могилы грузинских царевичей Давида, Матвея и Александра (конец XVII — начало 18 вв.). Монастырский некрополь стал быстро развиваться после 1771 г., когда было запрещено хоронить покойников в городской черте. По количеству и художественным достоинствам надгробий кладбище Донского монастыря в Москве не имеет себе равных. Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги 18—19 вв., пирамиды и «жертвенники» (колонны, пересечённые кубом и несущие урну), кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц (работы И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали). На Донском кладбище похоронены многие русские государственные и общественные деятели (участники Отечественной войны 1812 г., декабристы М. Нарышкин, П. Свистунов, В. Зубков, философ П. Чаадаев, писатели М. Херасков, А. Сумароков, И. Дмитриев, В. Одоевский, художник В. Перов, учёные В. Ключевский и Н. Жуковский, архитектор О. Бове и др.). В ансамбль некрополя входят и усыпальницы: тяжеловесная церковь святого Иоанна Златоуста и Екатерины (1888—91, архитектор А. Венсан), построенная как усыпальница рода Первушиных в «византийском» стиле; классицистическая ротонда церкви Святого Александра Свирского (1796 — 1798) — усыпальницы графов Зубовых; небольшой храм Святого Михаила Архангела с усыпальницей Голицыных, перестроенный в 1806—09 гг. из больничной церкви 1714 г. и получивший облик, характерный для классицизма; эклектическая церковь святого Иоанна Лествичника (1898) — усыпальница Терещенко, воспроизводящая формы московского посадского храма 17 в. с 5 шатровыми главками; часовня-мавзолей Левченко (конец XIX в.) в неорусском стиле.
В начале 20 в. к югу от старого кладбища открыли новое с церковью Серафима Саровского и Анны Кашинской (1904—14 гг., архитектор З. Иванов), в 1927 г. перестроенной в первый советский крематорий (архитектор Д. Осипов). На Новом Донском кладбище похоронены профессор С. Муромцев, академики В. Адоратский и А. Шубников, артист С. Михоэлс. На братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне и умерших в московских госпиталях, сооружён мемориал и в 1960 г. зажжён вечный огонь славы.
Фото:
Проезд:
От метро
«Шаболовская» пешком через улицу Шаболовка и 1-й Донской проезд. Общественный
транспорт по площади практически не проезжает.
Видео:
Состояние на 10.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий