Расположение:
Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Чистопрудного бульвара (Бульварное кольцо) до Садовой-Черногрязской улицы (Садовое кольцо).
Недалеко –
метро «Чистые пруды».
Описание:
Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), а от улицы Жуковского до Садов-Черногрязской улицы – одностороннее движение по одной полосе в сторону Садово-Черногрязской улицы. Тротуары – с 2-х сторон; на незначительном отрезке – полоса газона с деревьями между тротуаром и проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 700 метров.
История:
В 18 веке часть переулка называлась улицей Хомутовка (по фамилии домовладельца И. Хомутова, сержанта Семеновского полка); позже — Козловским переулком (по местной домовладелице Козловской).
Переулок назван в середине 19 века по церкви преподобного Харитония Исповедника, «что в Огородниках» (известна с 1654 года, снесена в 1935 году). Когда-то здесь была царская Огородная слобода, где жили огородники.
В 18 в. название Харитоньевского переулка носила часть переулка от бульвара до церкви Харитония; второй отрезок назывался Хомутовкой (по фамилии дворовладельца).
Уже в 17 в. на землях слободы стали селиться состоятельные владельцы.
На углу Большого Харитоньевского переулка и Большого Козловского переулка, за д. 15, — палаты дьяка А. Ратманова (конец 17 в.), в конце 18 в. перешли к князю И. Козловскому. Дом 21 — палаты конца 17 в. (реставрированы в конце 19 в. архитектором Н. Султановым), в начале 18 в. принадлежали вице-канцлеру П. Шафирову, позже секретарю А. Меншикова — А. Волкову, с 1727 г. — князьям Юсуповым (ныне в здании — Президиум РАСХН). Участки 21 и 22—24 также принадлежали Юсуповым (в д. 21, левая часть, в 1801—03 гг. жила семья Пушкиных); на участке 22—24 располагались знаменитый юсуповский сад (в 1895 на его территории построен «Городской дом трудолюбия имени М. и С. Горбовых», д. 24а, архитектор И. Машков) и комплекс зданий с театром (д. 24, средняя часть — 1794, боковые части — 1825—26, архитекторы В. Дрегалов, Е. Тюрин; с 1836 г. — Работный дом). В начале 19 в. участком 8 владел граф А. Санти, в 1803—05 гг. сюда из юсуповского дома переехала семья Пушкиных (в 1891 архитектор Н. Карнеев построил на его месте здание бесплатной лечебницы Общества военных врачей). Участок 12 принадлежал Е. Херасковой (застроен доходными домами, 1911, архитектор Г. Гельрих, и домом кооператива «Научные работники», 1927). В доме советника М. Мясоедова на участке 3—5 жил Е. Баратынский; участок застроен домами 3 (архитектор О.Г. Пиотрович) и 5—7 (1976, архитектор Л.С. Аранаускас и др.). Дом 17 принадлежал отцу драматурга А. Сухово-Кобылина.
На углу с Малым Харитоньевским переулком до 1930-х гг. стоял деревянный дом (начало 19 в.), известный как «дом Татьяны Лариной» (ныне сквер с памятником академику С. Чаплыгину, 1960, скульптор З. Виленский).
В д. 1/5 (1830-е гг.) находилась редакция газеты «Листок».
В 1900 г. построен д. 10 — особняк фабриканта Н. Грибова, в 1927 — жилой д. 9 (архитектор В. Дубовской).
– В советское время относился к ? району.
– С 1995 (?) года входит в район ? (о нем смотри отдельную статью).
Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.
Большой Харитоньевский переулок уютно расположился между «Бульварным ожерельем» и Садовым Кольцом. Протяженность переулка больше сравнима с длиной улицы и составляет 717 метров. Он проходит от Чистопрудного бульвара до Садовой-Черногрязской улицы, южнее Мясницкой. К Большому Харитоньевскому примыкают с нечетной (северной) стороны Гусятников, Малый Харитоньевский, Большой Козловский переулки, с четной (южной) стороны улица Жуковского, улица Чаплыгина и Малый Козловский переулок. Некогда этот переулок был частью Огородной слободы. По переписи 1679 года здесь находилось 373 двора, которые принадлежали непосредственно огородникам, а также участки прочего люда.
Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника в Огородниках, стоявшего на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков в XVIII веке, причем так назвалась только часть улицы от Белого города до церкви. На местности находилось три церковных прихода - Харитония Исповедника (центральный), Трех Святителей, а также Николы в Мясниках. Другая часть улицы называлась Хомутовкой по имени владельца участка на углу с современным Садовым кольцом. В XIX веке весь переулок получил название Харитоньевский. При Петре Первом здесь располагался парадный выезд из Москвы, по Мясницкой улице, и территория стала престижным местом, где стали селиться представители знатных родов. Первыми поселились Юсуповы. Сейчас основную долю построек переулка составляют дома XIX – начала XX веков.
Пройдемся по Харитоньевскому переулку. Он интересен в первую очередь тем, что здесь некоторое время, в самом юном возрасте, жил Александр Сергеевич Пушкин. Семья будущего поэта арендовала дом, принадлежащий поручику П.М. Волкову (на месте дома №2). До возведения нынешнего строения (построено в советское время - в 1960 году), на этом месте стоял типичный для города Москвы дворянский особняк, построенный в классическом стиле. Именно его, в период с 1800 по 1801 годы, снимал отец великого поэта - Сергей Львович. Заселился он сюда вместе с семьей и прислугой, которой было то всего 6 человек - достаточно скромно для людей его чина той поры. Дом был относительно небольшим - всего 35 квадратных саженей (166 м2), а потому, после рождения брата Александра Сергеевича - Николая, семья была вынуждена перебраться в дом №24 (деревянный флигель дома Юсупова) по этому же переулку. Трехлетнего малыша, будущего великого поэта, водили гулять в «Юсупов сад». В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А. С. Пушкин посвятил этому саду несколько строк:
...И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня дерев прохлада;
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум...
Следующим известным владельцем дома в период с 1894 по 1914 годы была «потомственный почетный гражданин» Мария Алексеевна Елагина. К сожалению, после Октябрьской революции здание особняка постепенно превратилось в развалины, и было принято решение его снести. В дальнейшем семья А.С.Пушкина в 1803-1807 гг. перебралась в дом графа Санти (на месте дома №8), а в 1808 г. - в дом князя Одоевского на углу Малого Козловского переулка. Все упомянутые дома сгорели в 1812 г. Неподалеку жила и бабушка Пушкина. Улица нашла свое отражение в творчестве поэта. Большой Харитоньевский упоминается в Евгении Онегине. В поэме есть строки, где описывается дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков. Здесь еще недавно стоял одноэтажный деревянный домик. Этот домик называли «Ларинским», предполагая, что именно его имел в виду Пушкин, описывая приезд Татьяны Лариной в Москву:
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали...
Некоторое время этот дом принадлежал автору сказки «Конек-Горбунок» П.П. Ершову. А сейчас на месте дома сквер.
Дом Мясоедова-Тестова на углу Харитоньевского и Гусятникова переулков построили в 1910 году по заказу ресторатора И.И. Тестова. Проект выполнил известный архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович. Как и другие строения зодчего, здание богато декорировано лепными украшениями. Отличительная особенность - это декоративно оформленная горизонтальная тяга со спиральными завитками, расположенная между третьим и четвертым этажами, и подчеркивающая принадлежность к стилю московского ампира. Хозяин - Иван Иванович Тестов - являлся почетным потомственным гражданином и входил в правление Торгового дома «И.Я. Тестова сыновья». Как и его родные братья - Николай и Сергей, владевшие рестораном на расположенной в центре Москвы Театральной площади, также занимался успешно ресторанным бизнесом.
Еще в XIX столетии на месте нынешнего дома Тестова стояло здание, принадлежавшее Михаилу Васильевичу Мясоедову, имевшему звание коллежского советника. История его дома была связана с именем поэта Евгения Абрамовича Боратынского, который поселился здесь в 1825 году, выйдя в отставку. Некоторое время в этом здании располагался банк «Союз», потом его сменил «Орловский социальный банк», а сейчас в здании находится офис «Маст-Банка». Также там располагается магазин для художников и дизайнеров «Триколор».
Следующее здание, на которое стоит обратить внимание, – здание городской поликлиники №7 по адресу Большой Харитоньевский, дом 8. Это один из пушкинских адресов Москвы. Здесь располагался дом графа Петра Львовича Санти, где с 1803 по 1807 годы жила семья Пушкиных. В 1881 году здесь открыли бесплатную военную лечебницу для бедных в честь 25-летия царствования Александра Второго. В 1891 году построили существующее и ныне красно-белое здание. Первоначально дом был двухэтажным, два этажа и пристройка с голыми стенами появились лишь в конце 1950-х годов.
Идя дальше по нечетной стороне переулка, мы увидим в глубине за деревьями белое здание, полускрытое забором. Это палаты Ратманова, расположенные по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 17. Палаты дьяка Андреяна Ратманова построены в конце XVII века. Во второй половине XVIII века палаты были перестроены под особняк в классическом стиле с двумя флигелями, и его владельцем стал И. Б. Козловский. В 1800-1830 годах особняком владел полковник Василий Сухово-Кобылин. Здесь провел детство и его сын, будущий драматург Александр Сухово-Кобылин. В 1960-е годы палатам был возвращен первоначальный облик, было пристроено крыльцо. Сейчас в здании находится некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».
Дальше по улице мы можем увидеть главный дом усадьбы А. В. Прокофьева по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 19. Дом перестраивался в 1791 и 1880 годах, а в 1895 г. - был отреставрирован. С 1910 по 1914 года этот дом принадлежал дворянину Георгию Ковальциг.
Именно на этой улице находится своеобразное архитектурное чудо Москвы: дворец Волковых-Юсуповых - одна из самых старых гражданских построек, сохранившихся в историческом центре Москвы, – яркий архитектурный памятник XVII-XIX (Большой Харитоньевский переулок, дом 24). Считается, что дом Юсуповых строили мастера Постник и Барма, те самые, которые впоследствии создали собор Василия Блаженного на Красной площади. Правда это или вымысел, неизвестно. Вообще до XVIII в. история дворца относится исключительно к категории легенд. По одной из них, именно здесь в свое время располагался охотничий дворец Ивана Грозного. Впоследствии, построив свои красно-белые двухэтажные палаты в стиле московского барокко, хозяева их увековечили данную легенду в росписи потолка Охотничьего зала. Жильцами палат были не только князья Юсуповы, но и барон Шафиров, граф Толстой, обер-секретарь Волков. Однако именно при Юсуповых в палатах была проведена масштабная реставрация, в ходе которой к ним было пристроено выбивающееся из ансамбля своей цветовой гаммой крыльцо. Дворец получил во владение Григорий Дмитриевич Юсупов в 1727 году и с тех пор род Юсуповых владел им почти 200 лет. Внешне палаты выглядят очень причудливо и необычно. Особенно привлекает внимание крыша с красно-белыми шашками, решетками и флюгерами. В архитектуре палат мы можем наблюдать ярусность, симметрию, характерные для стиля нарышкинского барокко, а также типичную красно-белую цветовую гамму. Почти все комнаты в палатах расписаны в русском стиле. На первом этаже дворца расположены Красный и Охотничий залы, на втором – Китайская комната, Тронный зал, Гербовая и Портретная комната, а также Столовая комната и Кабинет князя. Кованая ограда перед домом является копией ярославских решеток XVII века.
Палаты Юсуповых стали известны после революции 1917 года в связи с обнаружением под парадной лестницей клада рода Юсуповых, спрятанного там Феликсом Юсуповым, последним из влиятельного рода. Сейчас палаты Волковых-Юсуповых являются музеем, в котором проводятся экскурсии. Для посетителей открыто несколько залов на 1-3 этажах. Здесь вы сможете познакомиться с историей возведения дворца, его владельцами, реставрациями, а также узнать много интересных фактов про нравы и быт светской Москвы прошлых столетий. Так что по сей день стоит в глубине старомосковского переулка заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.
С именем Юсуповых здесь связан и еще один адрес. Неподалеку, в доме 24, строение 1 по Большому Харитоньевскому переулку располагается бывшее здание театра, принадлежавшего Юсуповым, который уступал по своей значимости и популярности лишь Шереметевскому. В пользу этой версии говорит тот факт, что еще в 60-е годы позапрошлого столетия в расположенном на втором этаже зале проходили концерты оперных исполнителей. Восторженными были отклики современников об Юсуповском театре. В их речи часто встречались выражения «невиданный» и «сказочный» при описании «… обширной залы, освещенной люстрой и окаймленной тройным поясом лож».
После смерти сиятельного князя его сын и наследник продает здание в Большом Харитоньевском переулке, 24, казне под устройство здесь Работного дома, который в народе называли не иначе, как «Юсупов работный дом». Первое время это заведение все же использовали как дом призрения для нищего люда, причем принудительный, из-за того, что предложений для работы было достаточно мало и, таким образом, создатели несколько просчитались. Начиная с 1838 года Работный дом находился в ведении «Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню». В 1877 году здесь открыли детское отделение, а для приюта в 1895 году возвели дополнительное двухэтажное строение прямо на углу с Малым Козловским переулком, 1. Городские власти все время боролись за повышение своеобразной «престижности» заведения, но даже из данных от 1913 года следует, что только 54% местных постояльцев проживали в доме на добровольной основе, а остальные находились здесь только на время исполнения принудительных работ.
Архитектурный ансамбль современного переулка представлен в основном домами, построенными в конце XIX или начале XX века. Авторами проектов стали известные архитекторы Ольгерд Густавович Пиотрович, Валентин Евгеньевич Дубовской, Густав Августович Гельрих, Иван Гаврилович Кондратенко, Максим Карлович Геппенер, Николай Иванович Якунин и многие другие. В Большом Харитоньевском переулке установлены памятник С.А.Чаплыгину (у дома № 9/12) и памятник Н.А.Некрасову (у дома № 13/9).
В 2010-х годах был снесен бывший главный дом усадьбы А. Прокофьева, известный как флигель усадьбы Юсупова (№ 19, стр. 1).
Здание обладало статусом Ценного градоформирующего объекта, располагалось в охранной зоне и являлось неотъемлемой частью окружающей застройки переулка и облика Юсуповского дворца. Снесенное здание было возведено в 1791 году в качестве жилого флигеля Юсуповского дворца по проекту архитектора Иванова. По некоторым данным с 1801 по 1803 годы родители Пушкина (в том числе и сам Александр Сергеевич) жили именно в этом флигеле. Позже, в 19 веке владельцем дома стала семья Прокофьевых, а в начале 20 века – дворянин Г. Ковальциг. Разрешительная документация городскими властями не выдавалась, вопрос о демонтаже на заседаниях Комиссии при Правительстве Москвы по градостроительной деятельности не рассматривался. Год назад здание затянули фальшфасадом, собственником в лице гражданина В. Соколова была заявлена реставрация объекта. Однако вместо работ по сохранению исторического памятника деревянный флигель усадьбы был снесен, а на его месте построено офисное здание из бетона.
Нежилые объекты:
• Лицей НИУ ВШЭ (№ 4, стр. 1).
Здание построено в 1952 году.
Бывшая школа № 310.
В 1970-х гг. во дворе школы стоял сказочный деревянный городок.
• Офисы (№ 5, стр. 1).
Бывший северный флигель Филаретовского епархиального училища. Построен в 1864 г. Архитектор А. Вивьен.
Перестроен в 1875 г. по проекту П. Баева и в 1903 г. по проекту архитектора Г. Попова.
• Поликлиника № 7, филиал п-ки № 5 (№ 8).
В нач. 19 в. этот участок принадлежал графу А. Санти, главный деревянный дом усадьбы стоял на самом углу с нынешней улицей Жуковского.
В дом Санти семья Пушкиных переехала из юсуповской усадьбы и жила здесь с 1803 по 1805 г.
Тут родился 9 апреля 1805 г. Лев Пушкин, любимый младший брат Александра Сергеевича, похожий на него внешне и обладавший незаурядным поэтическим талантом.
Бесплатная лечебница Общества военных врачей «в память 25-летия царствования Государя Императора Александра Николаевича» построена на этом месте в 1891 г. архитектором Н. Карнеевым.
Открыта была 26 февраля следующего года и предназначалась в «оказании помощи и пособии приходящим бедным людям всякого звания».
В советское время здание надстроено двумя этажами, что существенно исказило его облик.
• Бывший особняк текстильного фабриканта Н. Грибова (№ 10/2, 1900 год постройки).
Дом в стиле неоренессанса построен в 1887 г.
До 1900 г. особняк принадлежал Пономаревым.
Позже владельцем дома был Е. Вейхельт.
В 1914 г. домовладельцем стал купец, потомственный почетный гражданин П. Грибов. Павел был распорядителем торгового дома "Н.Ф. Грибов с сыновьями", членом советов Купеческого банка и Общества взаимного кредита.
Здание украшено множеством архитектурных элементов. В первую очередь привлекают внимание абсиды с куполами, выступающие по углам дома. Основание абсид ассоциируется с вазами. Все три этажа обладают различным внешним видом. Первый украшен рельефными рустами, над окнами расположены замковые камни. Для второго этажа характерны резные пилястры и фронтоны треугольной формы над окнами. Третий этаж оформлен прямоугольными широкими пилястрами и небольшими лепными украшениями под оконными проёмами. В центре фасада над входом расположен балкон прямоугольной формы.
• Лицей имени святых Кирилла и Мефодия (№ 13, стр. 1; до 1935 года на этом месте находился храм Харитона Исповедника в Огородной слободе).
Долгое время (с 1999 года) был недостроенным.
На этом месте в 1950-60 годах находилась 4-х этажная средняя школа № 613 им. Н. Некрасова, в сквере перед школой стоял бюст писателя.
• Бывшие палаты дьяка Андреяна Ратманова (№ 17/13; 17-18 века, с хозпостройками 19 века; этим домом в 1800-30-х годах владел полковник Василий Сухово-Кобылин, и здесь провел детство его сын, знаменитый впоследствии драматург).
• Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. Никонова (№ 21, стр. 1).
Основная задача института – разработка теории аграрных отношений, направлений земельной, агропродовольственной и сельской политики, новых информационных технологий управления АПК.
• Музей дворец Юсуповых (№ 21, стр. 4; 17-18 века; после революции 1917 года – музей дворянского быта, Военно-исторический музей, чеховский музей, сельскохозяйственные учреждения (Совхозный институт, Институт планирования и экономики, президиум ВАСХНИЛ, редакции академических журналов); Академия сельскохозяйственных наук. «МежрегионНИИпроект», стройфирма «БАМО»). «В этом здании с 1929 года по 1935 год работал известный советский учёный-биолог академик Николай Иванович Вавилов».
Самая устойчивая легенда гласит, что принадлежали эти палаты царю Ивану IV Васильевичу и были его охотничьим дворцом. И якобы вел из него подземный ход, по которому грозный царь, переодетый в смерда, выбирался тайком «в народ» подслушивать сплетни о самом себе.
Документальных подтверждений этому нет. Бесспорно одно: на рубеже XVI и XVII веков (именно этим периодом датируется древнейшая часть памятника, подклетный этаж крайней правой, если смотреть со стороны переулка, палаты) на окраине Москвы уже стоял красавец терем.
Достоверная история его относится к более поздней эпохе. Вероятно, в конце XVII века Петр I подарил терем своему сподвижнику, дипломату, вице-канцлеру барону Петру Шафирову. В 1723 году он принимал здесь царя, о чем сохранилась запись в походном журнале Петра I. В том же году владельцем усадьбы стал еще один петровский сподвижник – начальник Тайной канцелярии, граф Петр Андреевич Толстой. При Петре II Толстой был сослан на Соловки, а палаты отошли к ближайшему помощнику князя А. Меншикова, обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Владел он ими менее года, но дом часто называют его именем – «Палаты боярина Волкова». Хотя боярином Волков никогда не был.
После падения Меншикова усадьбу у Волкова отобрали. Петр II пожаловал ее своему доверенному человеку, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжево. С тех пор и до самой революции дворец находился в семье Юсуповых.
Архитектурный ансамбль каменных палат формировался веками и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
В XVIII веке при князе Николае Борисовиче Юсупове усадьба была существенно расширена. Был разбит сад с оранжереями, устроен известный во всей Москве Юсуповский театр. Напротив дворца, в специальном доме, устраивались светские приемы. В 1801-03 годах во втором этаже левого флигеля Юсуповского терема нанимал квартиру отец Пушкина Сергей Львович. Будущий поэт гулял в юсуповском саду. Добрые отношения с Н.Б. Юсуповым Пушкин поддерживал и в зрелые годы.
Усадьба неоднократно перестраивалась. В конце ХIХ века под руководством архитектора В. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, и внутренняя планировка, палаты надстроены третьим этажом. В 1890-е годы по инициативе княгини Зинаиды Николаевны архитектор П. Султанов восстанавливал внешний облик палат и создавал интерьеры парадных залов второго этажа. Крыши стали более крутыми, а их скаты расписали «в шахмат». Фасады получили полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров. Со стороны двора пристроено новое парадное крыльцо. В доме заново сделали все печи и покрыли подлинными антикварными изразцами.
После революции дом был захвачен анархистами, потом здесь устроили музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании побывало несколько организаций, позже сюда въехала Сельскохозяйственная академия, чьей преемницей стала Российская академия сельскохозяйственных наук.
Во второй половине 2000-х годов была проведена реставрация по проекту института «Спецпроектреставрация». Дворцу вернули примерно тот вид, какой он имел перед революцией. Сейчас в части здания расположен музей «Палаты Волковых-Юсуповых».
Реставрированы арх. Н. Султановым в конце 19 в.
Юсуповский дворец, известный как «палаты Волковых», — яркий архитектурный памятник 17-19 вв.
Можно утверждать, что это одна из самых старых гражданских построек, которые, наряду с палатами князей Долгоруких на Покровке, палатами думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевской набережной и Белыми палатами на Пречистенке, сохранились в историческом центре города.
За небольшим садом, в глубине стоит живописная группа красно-белых зданий, украшенных наличниками, колонками, гирьками, увенчанных островерхими крышами с резными подзорами, коньками и флюгерами. Самая старая их часть – нижний этаж крайней правой палаты. Она может датироваться кон. 16 или нач. 17 вв.
По одной из московских легенд, тут был охотничий дворец царя Ивана Грозного с обязательным подземным ходом из Кремля.
В кон. 17 в. сформировался весь существующий комплекс двухэтажных построек (возможно, был и третий деревянный жилой этаж) с характерным для того времени декором в стиле старомосковского барокко. В правой части на первом этаже была возведена парадная, «крестовая» бесстолпная палата.
Возможно, первым хозяином этих палат был богатый купец Чирьев, а потом ими владел сподвижник Петра I, дипломат, вице-канцлер П. Шафиров. В походном журнале Петра I за 1723 г. было записано, как 3 января, день „был с утра вьюжен, а пополудни прочистилось и было солнечное сияние и небольшой ветерок, а к ночи паки гораздо ветрено”, царь приехал к Шафирову. Позднее владелец палат был обвинен в казнокрадстве, и конфискованный у него дом в 1723 г. отдали графу Петру Толстому, управляющему Тайной канцелярией, главе следственной комиссии по делу царевича Алексея. В результате борьбы за власть с А. Меншиковым он был сослан на Соловки, а каменные палаты в 1727 г. пожалованы за верную службу секретарю Меншикова Алексею Волкову, который „от самого младенчества, - как писал он своему покровителю, - в вашу милость милостиво принять и отечески воспитать и обучить и всегда содержать изволили”. Владельцем палат Волков был совсем недолго, меньше полугода, - в том же 1727 г. Меншиков терпит поражение в борьбе за власть, и «светлейшего» ссылают, а у его подопечного палаты и прочее имущество отбирают, „понеже Алексей Волков, был при князе Меншикове, явился во всех его, князя Меншикова, непорядочных и худых поступках согласник...”
Следующий владелец палат, этого своеобразного символа борьбы за власть у трона, – князь Григорий Юсупов-Княжево, получивший их в ноябре 1727 г.
С тех пор почти 200 лет они находились в юсуповском роду.
В кон. 19 в. архитектором Н. Султановым палаты были реставрированы. Со стороны двора к ним пристроен объем с лестницей, сооружена каменная ограда с воротами, где помещен герб Юсуповых, а со стороны переулка поставлена ограда, выполненная по образцу решетки 17 в. церкви Николы Мокрого в Ярославле.
В интерьерах сохранились прекрасные изразцовые печи 18 в., богатая декоративная отделка: роспись, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари по рисункам художника Ф. Солнцева; в «портретной» находятся изображения нескольких представителей династии Юсуповых, начиная с владетельного князя Ногайской орды Юсуф Мурзы. Один из Юсуповых, князь Николай Борисович, живя в основном либо в Петербурге, либо за границей, часто сдавал свои дома жильцам. Тогда в усадьбе параллельно переулку стояли три каменных здания, и одно из них, так называемый «средний дом», в 1801-03 гг. снял Сергей Пушкин. По предположению ученого-пушкиниста М. Цявловского, впечатления раннего детства А. Пушкина, его посещений сада в усадьбе Юсупова отразились в терцинах «В начале жизни...»
Дом, где жила пушкинская семья, сохранился, он был надстроен третьим этажом в 1891 г. и тогда же соединен со старыми палатами.
Сейчас он составляет крайнюю левую часть современного здания.
После 1917 г. палаты, отобранные у владельцев, были заняты Военно-историческим музеем (с 1922 г.), потом тут короткое время находился чеховский музей, а с 1928 г. различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, институт планирования и экономики, президиум Сельскохозяйственной академии, редакции академических журналов.
В 1990-е гг. президент Б. Ельцин закрепил право собственности на объект культурного наследия федерального значения за Академией сельскохозяйственных наук. Академия нашла палатам арендатора – «МежрегионНИИпроект», а арендатор нашел инвестора-подрядчика – стройфирму ОАО «БАМО». По некоторым данным, эти фирмы просто выкупили здание у академии, став его собственником.
Сейчас в части здания расположен музей «Палаты Волковых-Юсуповых».
• Детско-юношеская спортшкола по волейболу (№ 22/1; 1895 год постройки; бывший Ксениинского учебно-ремесленный детский приют).
Здание бывш. Ксениинского учебно-ремесленного детского приюта при Работном доме с элементами псевдоготики построено в 1895 г., архитектор М. Геппенер.
• Ресторанная галерея «Юсупов двор (№ 23).
Бывшая ремзона Автокомбината № 5 Мослегтранса.
Концепция проекта «Юсупов двор» заключается в формировании приватного ресторанного и культурного пространства в самом центре столицы. В элитных особняках галереи «Юсупов двор» разместятся модные клубы и шикарные рестораны для самой взыскательной и респектабельной публики.
В теплое время года посетителям доступны летние веранды и открытые террасы кафе и ресторанов.
Юсупов Двор» сочетает в себе архитектурный шик исторической постройки и самые современные технологии. Панорамные окна с изогнутыми рамами, фасады из натурального камня, кованые ворота, лестницы и фонари создадут неповторимый стиль и уютную атмосферу.
Все особняки ресторанной галереи имеют свободную планировку и оснащены системами приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования, а также спринклерной системой пожаротушения. Отделка общих зон выполнена с использованием венецианской штукатурки, керамогранита, мрамора и массива дуба. В галерее предусмотрены индивидуальные лифты, подземный паркинг, высокие потолки с дополнительным световым пространством и широкие открытые террасы.
• Бывший работный дом Юсупова, где трудились нищие (№ 24, стр. 1а и 1б; 19 век).
Дом строился в несколько этапов.
Его центральная часть – двухэтажный усадебный дом с пилястровым портиком, увенчанным треугольным фронтоном, который был построен в конце 18 века для коллежского асессора Х. Христиана. В 1801 году владение было куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым, чья огромная усадьба располагалась на противоположной стороне переулка (нынешний дом 21, стр. 4).
Помимо усадебного дома Юсупов приобрёл и обширный сад, занимавший большую часть квартала и выходивший задней свой границей в соседний Фурманный переулок.
Считается, что в купленном доме разместился знаменитый крепостной театр князя Юсупова, снискавший славу второго после Шереметевского. Впрочем, чаще всего представления Юсуповского театра проходили всё-таки в подмосковной усадьбе Архангельское, купленной князем Николаем Борисовичем в начале 19 века. Там в 1818 году было построено специальное театральное здания по проекту архитектора и художника Пьетро Гонзаго при участии архитектора О.И. Бове.
Юсупов сад, располагавшийся за бывшим усадебным домом, был излюбленным местом для прогулок москвичей – князь Юсупов сделал свой сад общедоступным, сюда допускались все люди «приличного звания», без ограничений. Сад имел регулярную планировку, по моде французских садов, в центре его был устроен круглый пруд, к которому спускались две лестницы. Недалеко от пруда был сооружён грот – искусственная руина, неотъемлемый элемент романтического сада или парка. В саду были построены летние беседки, аллеи и дорожки сада были обсажены кустарником или цветами; также сад украшали мраморные статуи, привезённые Юсуповым, вероятно, из Италии. Вход в сад был устроен со стороны Б. Харитоньевского переулка, через парадные ворота. Известно, что в сад водили гулять маленького А. Пушкина, чья семья снимала квартиру в усадьбе Юсупова в 1801–1803 гг. Есть предположение, что отец поэта, Сергей Пушкин, известный своим талантом к постановке любительских спектаклей, мог быть привлечён к работе в Юсуповском театре.
В пожаре 1812 года и здание театра, и Юсупов сад сгорели. По всей видимости, сад был восстановлен, но уже не в том великолепном виде. Сюда по-прежнему ходили гулять москвичи, зимой здесь устраивались ледяные катальные горы.
В середине 1820-х гг. к дому, восстановленному после пожара, были сделаны две пристройки – двухэтажная слева и трёхэтажная справа. Трёхэтажная пристройка, соединённая с домом каменным переходом, предназначалась для размещения здесь Юсуповской картинной галереи (в сводчатых залах) и библиотеки. Пристройки были выполнены по проекту архитекторов Е. Тюрина и В. Дрегалова.
В 1836 году Юсуповы продали владение в казну для размещения здесь городского Работного дома. Он получил прозвище «Юсупов Работный дом». На первых порах он исполнял роль принудительного дома призрения для нищих, так как работы, на которую рассчитывали его создатели, было очень мало.
В 1838 г. Работный дом перешёл в ведение только что созданного Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню. Несмотря на старания городской администрации повысить «престиж» заведения, в 1913 г. только 54% постояльцев жили в нём добровольно — остальные отрабатывали принудительные работы.
В 1877 г. при работном доме появилось детское отделение, а в 1895 г. для приюта было выстроено двухэтажное здание на углу Малого Козловского переулка.
Московский Работный дом просуществовал до 1917 года и был упразднен большевиками.
Комплекс зданий долгое время находился в полузаброшенном состоянии и постепенно разрушался, был отреставрирован только в 2010-х гг.
Сейчас здесь размещается Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
• Бывший женский дом трудолюбия Горбовых (№ 24, стр. 2; 1895 год постройки).
15 мая 1895 г. потомственная почётная гражданка С. Горбова обратилась в городскую Думу с предложением устроить на свои средства женский Дом трудолюбия.
Для строительства Дума выделила участок в Большом Харитоньевском пер.
Двухэтажное каменное здание, построенное архитектором И. Машковым, было рассчитано на 100 работниц. Во втором этаже располагались две мастерские, где шили белье, в первом – квартиры служащих и народная столовая, переданная учредительницей в ведение города. Работницы получали обеды, состоящие из щей, каши и черного хлеба, по цене 5 коп. Часто благотворителями жертвовались бесплатные обеды.
• Стоматологическая поликлиника № 53 (№ 24а). Здание 1937 года постройки.
Жилые дома:
9 этажей (№ 5; 1975 год постройки). Кирпичный.
5 этажей (№ 9; 1927 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм.
Дом старых большевиков.
Граффити «Старый город» Салавата Щербакова.
5 этажей (№ 12а; около 1890 года постройки).
3 этажа (№ 13/9, стр. 4; около 1890 года постройки).
4 этажа (№ 13а, стр. 10, около 1890 года постройки).
6 этажей (№ 14; 1912 год постройки, бывший доходный дом С. Шугаева).
Построен в неоклассическом стиле, архитектор И. Кондратенко.
4-7 этажей (№ 16-18, 2001 год постройки). Кирпичный.
Перестроенные дом 1-й пол. 19 в. и доходный дом Р. Кравец начала 20 века.
4 этажа (№ 20/2; 19 век).
В этом доме в 1870-х гг. жил астроном, профессор Московского университета Ф. Бредихин.
Подлинным пионером в астрономии был крупнейший ученый мира Федор Бредихин (1831-1904). Созданные им теории кометных форм и происхождения метеорных потоков из комет вошли в обиход мировой науки. Ученик и преемник Бредихина В. К. Цераский указывал, что труды ученого, насчитывающие свыше 200 исследовательских работ, «так велики, так важны и многочисленны, что каждый раз, когда из бездонной глубины звездного свода спустится к нам небесная странница, огромный круг людей будет повторять имя Бредихина».
Родился в Николаеве. Московский период был весьма плодотворным в творчестве Бредихина. Он был горячо привязан к Москве и, когда обстоятельства вынудили его в 1869 г. переехать в Киев, писал: «Сознание, что связь с Москвой и Московским университетом, которому я служил 12 лучших лет моей жизни, порвана для меня, так невыносимо тяжело, что, оставаясь здесь, я едва ли буду способен к дальнейшей профессорской деятельности. Меня утешает надежда, что может быть еще не потеряна возможность вернуться снова в среду моих недавних товарищей...».
По возвращении в Москву Бредихин был назначен в 1873 г. директором обсерватории и поселился на ее территории. Лишь в 1868-1869 гг. он снимал квартиру в доме № 12 (перестроен) по Б. Толстовскому переулку (сейчас Карманицкий пер.), а в начале 1870-х годов - в недавно перестроенном доме № 20 по Б. Харитоньевскому переулку.
Бредихин провел реорганизацию обсерватории, пополнил ее оборудование более совершенной аппаратурой, расширил круг исследовательских работ. По инициативе ученого стали издаваться «Анналы Московской обсерватории». За 17 лет работы ученого в обсерватории вышло 12 больших томов, в значительной мере составленных из исследований самого Бредихина. В эти годы обсерватория приобрела мировую известность.
Замечательный популяризатор часто выступал с публичными чтениями в Политехническом музее. Современник так вспоминает об этом: «Чарующий лекторский талант так и бил из него ключом, то рассыпаясь блестками сверкающего остроумия, то захватывая нежной лирикой, то увлекая красотой поэтических метафор и сравнений, то, наконец, поражая мощной логикой и бездонной глубиной научной эрудиции. Бредихин постепенно развертывал перед нами картину звездного неба, показывал нам, какие огромные завоевания совершил человеческий ум в области астрономии, и как много еще осталось сделать на этом славном пути научных открытий».
Вечера у Бредихина, на которых нередко присутствовали Н. Е. Жуковский, А. Г. Столетов и К. А. Тимирязев, не только расширяли научный кругозор молодежи, но и прививали высокую любовь к труду, воспитывали неутомимость в разгадке неизведанных тайн природы. Ученик Бредихина А. А. Белопольский рассказывает: «Ф. А. всегда любил молодежь, и всегда она его окружала... вспоминаю о времени моего пребывания в обсерватории в его обществе, в его семье, как о времени, самом отрадном в моей жизни. Там впервые я понял, что значит труд, одухотворенный идеей, труд упорный, систематический это была истинная школа, истинный университет для начинающего».
В 1890 г. Бредихин получил звание академика и был назначен директором Пулковской обсерватории. Впоследствии, посещая Москву, он останавливался обычно в Большой Московской гостинице (Воскресенская пл., ныне пл. Революции, 1). Умер в Петербурге.
1 этаж (№ 21, стр. 2; 1924 год постройки). Кирпичный.
Нумерация
домов в переулке не всегда строгая и упорядоченная.
Достопримечательности:
Музей дворец Юсуповых (№ 21, стр. 4).
Здания 19 — начала 20 веков.
Зон отдыха нет.
Проезд:
От метро
«Чистые пруды» пешком через Чистопрудный бульвар или 1 остановку на трамваях №№
А, 3 и 39. Общественный транспорт по переулку не проезжает.
Видео:
Состояние на 5.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий