понедельник, 31 октября 2016 г.

Неофит Осипов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Неофит Осипов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество и преподобничество (новомученик и преподобномученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Многие города России; г. Москва и Московская область: Егорьевский район - село Заболотье

ДНИ ПАМЯТИ

 3 ноября (21 октября ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ
Родился 9 мая 1875 года в городе Августове Сувалковской губернии в семье военного фельдшера Александра Осипова.

В 1891 году он окончил на казённый счет Холмское духовное училище, в 1897 году — духовную семинарию.

Во время обучения в академии, 19 августа 1900 года, Николай был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сентября того же года — рукоположен во иеродиакона, а 14 мая 1901 года — во иеромонаха.

В 1901 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

По окончании Духовной академии, 13 августа 1901 года иеромонах Неофит стал преподавателем гомилетики в Холмской духовной семинарии.

1 июля 1902 году он был назначен в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста. Архимандрит Неофит был прекрасным знатоком китайского и древнееврейского языков.

24 июля 1903 года переведен смотрителем Тихвинского Духовного училища. Здесь, в связи с болезнями учителей, ему пришлось преподавать в 1-м классе славянский язык, а в 4-м — греческий.

17 октября 1905 году назначен ректором Самарской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.

С 1905 по 1908 год он состоял цензором «Самарских Епархиальных Ведомостей». Во все время служения в Самаре отец Неофит состоял членом Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета.

24 ноября 1909 года по предложению архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) назначен ректором Волынской Духовной семинарии.

8 августа 1911 года архимандрит Неофит был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в Санкт-Петербург на должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. 28 ноября 1912 года архимандрит Неофит одновременно с оставлением послушания в Учебном комитете был назначен членом Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 года старшим членом того же цензурного комитета.

В середине апреля 1917 года подал прошение об отставке. 28 апреля 1917 года определением Святейшего Синода он был освобожден от несения обязанностей члена Учебного комитета.

В 1918 году архимандрит Неофит по приглашению святого Патриарха Тихона, которого знал, еще когда учился в Холме, переехал в Москву и стал его секретарем, поселившись на Троицком подворье, где жил тогда Святейший Патриарх, нашедший в нём надежного и верного помощника.

В 1922 года в связи с изъятием церковных ценностей, а также арестами в Шуе, Москве и Петрограде, против Патриарха было возбуждено уголовное дело. 5 мая 1922 г. Патриарху было объявлено, что по его делу начинается следствие. В тот же день все находившиеся на тот момент на подворье были арестованы, и среди них архимандрит Неофит. ГПУ пыталось завербовать архимандрита Неофита, но безуспешно.

25 ноября 1922 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила архимандрита Неофита к трем годам ссылки в Зырянский край. Последние недели перед отправкой в ссылку отец Неофит находился в одной камере со митрополитом Казанским Кириллом Смирновым, вместе с ним путешествовал с этапом до Усть-Сысольска, который был определен им местом ссылки, где они по общности на многое церковных взглядов и подружились, вместе совершали богослужение и часто навещали друг друга; и впоследствии отец Неофит в течение долгого времени поддерживал переписку с митрополитом.

По окончании срока ссылки в 1925 года архимандрит Неофит возвратился в Москву, где тихо жил, посвящая большую часть времени молитве.

29 сентября 1927 года заместитель председателя ОГПУ Ягода подписал ордер на арест архимандрита Неофита, и в тот же день он был арестован во время допроса. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архимандрита Неофита к трем годам ссылки в Сибирь, но поскольку он подпал под амнистию, срок ссылки был сокращён на одну четверть. 13 января 1928 года отправлен этапом в Новосибирск.

23 ноября 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ без всякого дополнительного расследования приговорило архимандрита Неофита к лишению права проживания в ряде городов и областей с обязательным прикреплением к определенному месту жительства на три года. Только в июле 1933 года архимандрит Неофит смог переехать в европейскую часть России и поселится в городе Угличе Ярославской области.

В июне 1934 года он переехал жить в деревню Заболотье Егорьевского района Московской области, где в то время жило много священников, монахов и монахинь, отбывших сроки заключения или ссылки.

4 апреля 1935 года сотрудники НКВД составили справку на арест семнадцати человек — священников, монахов, монахинь и мирян, в частности, и архимандрита Неофита; 9 апреля было подписано постановление о его аресте, с обвинением, будто он «систематически занимается антисоветской агитацией среди окружающего населения, распространяя провокационные слухи о „гонении и преследовании" за религиозные убеждения в СССР». На следующий день архимандрит Неофит был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

14 июня 1935 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило архимандрита Неофита к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 13 августа того же года архимандрит Неофит в составе этапа прибыл в Антибесский отдельный лагерный пункт неподалеку от Мариинска в Кемеровской области.

10 октября 1937 года архимандрит Неофит был арестован. 28 октября 1937 года тройка УНКВД Новосибирской области приговорила архимандрита Неофита к расстрелу.
Расстрелян 3 ноября 1937 года.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Канонизирован решением Священного синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ.

Состояние на 06.01.2017

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий