понедельник, 24 октября 2016 г.

Новорязанская улица

Расположение:

Улица проходит по Красносельскому и Басманному районам (ЦАО) от Рязанского проезда до Спартаковской улицы. 

Проходит вблизи Казанского вокзала, недалеко также – Ленинградский и Ярославский вокзалы, Алексеевская соединительная железнодорожная ветка и метро «Комсомольская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.

История:

Улица названа в 1909 году как новое продолжение ранее уже существовавшей Рязанской улицы, названной по близости к Рязанскому (ныне Казанскому) вокзалу.

В 1923 года – Новая Рязанская улица.

В 1929 году улицы Рязанская и Новая Рязанская были объединены под именем Рязанской улицы, а в 1955 году улица окончательно получила современное название во избежание путаницы с другими «рязанскими» названиями.

Нежилые объекты: 

• Издательско-полиграфический центр «Дортранспечать» (№ 8). Трёхэтажное кирпичное здание в стиле современного конструктивизма. Построено в 1985 году.

• Государственный специализированный проектный институт (№ 8а, стр. 1; с 1948 года, проектирования объектов оборонного комплекса). 

Входит в ОАО «Атомэнергопром». 

Создан Постановлением Совета Министров СССР 8 февраля 1948 года как Государственный специальный проектный институт (ГСПИ-12) для проектирования объектов оборонного комплекса. 

С октября 1945 года в этом здании находилось Первое Главное управление при СНК СССР («Атомный проект», затем Минсредмаш, Минатом). 

До этого здесь находилось Главное химическое управление РККА. сейчас тут продают апартаменты.

• Офисы (№ 8а, стр. 2). Четырёхэтажное кирпичное здание 1966 года постройки.

• Офисы (№ 8а, стр. 2). Двухэтажное здание 1958 года постройки.

• Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (№ 8а, стр. 3). 

Самостоятельное структурное подразделение полиции, входящее в центральный аппарат Министерства внутренних дел России. 

В пределах своей компетенции осуществляет функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства, а также противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

• Офисы (№ 10). 

Прежде в здании располагался отдел МВД России по Красносельскому району.

• Росжелдорснаб (№ 12; бывший дом правления Московско-Рязанской железной дороги, начало 20 века).

• Колледж легкой промышленности (№ 14; бывшая школа № 654). 4 этажа.

• Московское межрегиональное следственное управление на транспорте (№ 17; бывшее паровозное веерное депо Московско-Рязанской железной дороги, конец 19 века).

• Бизнес-центр «Стендаль» (№ 18 с несколькими строениями), в т. ч., Дальневосточная грузовая компания (стр. 5) и Центральная пригородная пассажирская компания (стр. 22). 

Территория бывшего Молочного завода им. Горького.

• Строительно-монтажный трест № 3 (№ 21, стр. 1). 

• Продуктовый магазин «Меридиан» и кафе (№ 21, стр. 2).

• Бывшая площадка «Новорязанская» филиала «Восточный» «Мосгортранса» (№ 23 с несколькими строениями; бывший Рязанский трамвайный парк и 2-й троллейбусный парк, начало 20 века). 

До 01.08.2015 – 2-й троллейбусный парк.

В 1910-11 годах возле вокзала Московско-Рязанской железной дороги был построен Рязанский трамвайный парк. Ансамбль зданий спроектирован в архитектурной мастерская гражданского инженера М. Поливанова. 

Трамвайное депо им. Баумана было передислоцировано с Новорязанской улицы (дом 23) весной 1937 г. в Ростокино (приказ Управляющего "Мострамвайтреста" 5 января 1937 г. "О переводе трамвайного Бауманского депо в Ростокино и переоборудовании освобождаемого помещения под троллейбусное"), а освободившееся помещение было переоборудовано под второй троллейбусный парк для стоянки 70 машин и ремонтного цеха на 36 мест. 

В апреле этого года в парке и на подходах к нему была смонтирована контактная сеть, 9 июня он был введен в эксплуатацию. В него для обслуживания двух маршрутов поступили 53 машины ЯТБ-1 из первого парка. 

В июле 1937 г. в парк прибыла первая в Москве новая машина ЯТБ-2. 

К концу 1937 г. в парке было 116 троллейбусов ЯТБ-1. 

Массовое поступление ЯТБ-2 шло весь 1938 г. Первые ЯТБ-4 прибыли в парк в феврале 1939 г. (на 5-й маршрут в Измайлово), а в июне 1939 г. - первый ЯТБ-4А (№700), курсировавший по 2-му маршруту. 

В 1940 г. в парке были 173 машины (в основном ЯТБ-2 и ЯТБ-4), которые обслуживали маршруты №№ 2, 4, 5. 

Выпуск на линию в 1941 г. составлял 161 машину. 

Во время войны в парке развернулось так называемое лунинское движение (водители были одновременно и ремонтниками). 

В 1943 г. парк являлся образцово-показательным хозяйством (его директором был И. Ефремов), и даже в эти трудные годы выпуск на линию составлял 150 ед. 

В 1943 г. инженерами парка был сконструирован троллейбус-электрокар на базе ЯТБ-1, который мог удаляться без токоприемника на небольшое расстояние от контактной сети.

В послевоенные годы парк был превращен в испытательный полигон всех новых моделей троллейбуса: ТБЭС (в 1955 г. для выставочной линии "В"), ТБУ-1 (июль 1955 г.), ЗиУ-5 (в феврале 1959 г.), ЗиУ-7 (1967 г.), ЗиУ-9 (в декабре 1969 г.). В 1954 г. парк стал обслуживать внутривыставочную линию 9,5 км. на территории нынешнего ВВЦ (ВДНХ). 

В 1957 г. средний выпуск на линию составлял 227 машин. В июле 1958 г. парк стал выпускать первые машины без кондуктора. В 1961 г. на инвентаре парка было 296 (при общей емкости 40 машино-мест; большинство из них стояло на улице). 

В 1972 г. была оборудована новая отстойная площадка. 

В 1975 г. в парке было 303 троллейбуса (главным образом, ЗиУ-5) при 150 машино-местах. 

С 1976 г. стали поступать ЗиУ-9Б. В 1986 г. было 274 троллейбуса ЗиУ-9. 

В конце 1980-х гг. планировалось построить филиал парка в Измайлове. В 1987 г. стали поступать первые машины ЗиУ-10. 

В декабре 1991 г. в парке - 271 машина: 44 ЗиУ-10 и 226 ЗиУ-9. В 1995 г. в парке было 242 троллейбуса ЗиУ-9 и ЗиУ-10. 

В 1998 г. прибыл первый троллейбус ТролЗа-52642. 

В 1990-е годы планировалось построить филиал парка - открытую площадку на 100 троллейбусов в Измайлово, на Щелковском шоссе рядом с заводом "Хроматрон". Однако, позднее от этого проекта отказались.

В 1997 году началось строительство нового троллейбусного парка в Новокосино. 

В 2007 г. он был введен в строй в качестве филиала 2 троллейбусного парка. На новую площадку были переведены 22, 30, 53, 64, 68, 77 и 87 маршруты. 

В конце 2013 года троллейбусный парк в Новокосине был выделен в отдельное подразделение ГУП «Мосгортранс».

В 2015 году вновь административно объединен с Новокосинским автобусно-троллейбусным парком, но уже в качестве площадки.

1 августа 2016 года Новокосинский автобусно-троллейбусный парк при слиянии со 2-м и 10-м автобусными парками образовал филиал «Восточный» «Мосгортранса». 

23 июня 2017 года стал последним днём работы площадки «Новорязанская». Перед её закрытием маршруты № 14, 22, 24, 41, 83 были переданы на другие площадки филиала «Восточный» и в другие филиалы, остальные же маршруты (23, 32, 51, 55, 87, 88) к моменту закрытия площадки уже были отменены или заменены автобусами. 

Бывший 2-й троллейбусный парк стал третьим расформированным троллейбусным парком Москвы. 

7 ноября 2003 года была закрыта старая территория 5-го троллейбусного парка им. Артамонова, а 11 апреля 2014 года был закрыт 4-й троллейбусный парк им. Щепетильникова.

• Деловой центр на Новорязанской улице (№ 24; работает с 2011 года). Семиэтажное монолитное здание 2011 года постройки.

• Бизнес-центр «Новорязанская, 26» – комплекс апартаментов Loft Factory (№ 26, стр. 1; с 2015 года).

• Здание бывшего 4-го автобусного парка (№ 27). 

С 1948 по 2014 год здесь располагался 4-й автобусный парк.

Гараж на Новорязанской улице — памятник русского авангарда, построен по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1926–29 годах как гараж для грузовых автомашин. 

Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали, сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги были мастерские. 

В 1948 году гараж перепрофилировали и превратили в автобусный парк.

Небольшой участок неправильной формы архитектор оформил в виде подковы с выводом на улицу торцевых фасадов, решённых крупно и выразительно. В выступах в виде киля по оси каждого расположены два проёма ворот для въезда. По сторонам от выступов — крупные остеклённые экраны, контрастирующие с небольшими круглыми окнами. Металлические 
перекрытия мельниковских гаражей выполнены по проектам опять же инженера В. Шухова.

Парк обслуживал автобусные маршруты: 7, 14, 15, 17, 21, 36, 46, 79, 83, 122, 125, 131, 141, 211, 237, 254, 602, 613, 615, 617, 620, 645, 723, 730, 772, 773, 773к, 783, 787, 792, 811, 811к, 849.

С декабря 2013 года началась "оптимизация 4-го автобусного парка", включающая вывод 4-го автобусного парка с основной территории на Новорязанской, а также с площадок на Рижской и на Хапиловке и полным перебазированием парка на территорию в Новокосино.

В течение оптимизации парк передал маршруты: 7, 15, 17, 36, 46, 83, 131, 141, 211, 237, 254. 615, 617, 620, 645 — 10-му парку; 122, 783 — 6-му парку; 730 — 2-му парку. Взамен получил маршруты от 10-го парка: 197, 232, 285, 697, 722, 726, 744, 747, 772к, 808, 821, 855.


Константин Мельников получил заказ на проект этого гаража, когда уже строился знаменитый гараж для автобусов на Бахметьевской улице, и архитектор регистрировал свой патент на «прямоточную» систему организации движения транспорта. Принцип прямоточного движения, изобретенный Мельниковым был особенно важен для эффективного использования пространства и размещения большого количества автомобилей. Репутация мастера-новатора, автора павильона СССР на выставке декоративного искусства в Париже 1925 года позволила архитектору пойти на очередной эксперимент. Он сделал гараж полукруглой формы, как подкова. Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, выехать грузовики (здесь их могло поместиться сто десять) могли, сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги в прямоугольном объеме были расположены мастерские.
Самое необычное пространство оказывается внутри полукруглой части, которая перекрыта металлическими конструкциями, выполненными по проекту знаменитого инженера Владимира Шухова. Стальные фермы опираются только на внешние стены, оставляя пространство гаража полностью свободным.
Как и в большинстве построек Мельникова, здесь металлические конструкции сочетаются с традиционной кирпичной кладкой. Место опоры каждой фермы на стену снаружи усилено ступенчатыми кирпичными кронштейнами. Над ними ленточное окно, опоясывающее сооружение по всей длине. Неоштукатуренные фасады, скатные кровли, радиальная структура постройки говорят о связи здания с другими, более старыми зданиями в стиле "авангард" на улице — вокзалом, паровозным депо, трамвайным (сейчас троллейбусным) парком — классической «краснокирпичной» архитектурой.

В 2014 году завершился процесс перевода парка на территорию в Новокосино. В 2015 году была анонсирована продажа здания парка под коммерческое использование.

• Офисы (№ 28, стр. 1). Четырёхэтажное кирпичное здание 1956 года постройки.

• Зверевский центр современного искусства (№ 29, стр. 4).

• Территория первого стадиона футбольного клуба «Локомотив» Москва c парком им. Милютина (№ 29).

• Бизнес-центр «Немецкая слобода» (№ 31/7 с несколькими строеняими). 

До революции корпуса принадлежали Московской хлебной бирже.

В 1942 г. здесь открылся Московский завод «Старт», серийно производивший полупроводниковые приборы.

В 1967 г. началось производство первых отечественных светодиодов и излучающих диодов инфракрасного диапазона. Также выпускались фотодиоды, фототранзисторы и оптопары, кремниевые полупроводниковые приборы среднего класса мощности (выпрямительные диоды и мосты, динисторы, тиристоры, туннельные диоды), импульсные запускающие устройства для зажигания натриевых ламп уличного освещения. При заводе были ОКБ, школа, пионерский лагерь.

В 2003 г. корпуса реконструировали для размещения бизнес-центра.

• Созвездие-центр (№ 38, стр. 2).

• Cтоматологический центр «Альбис» (№ 38, стр. 3).

Жилые дома: 

6 этажей (№ 2/7, конец 19 века, бывший доходный дом Бровкина). На 1-м этаже – продукты, кафе-бар «Каюк-компания» и цветы.

6 этажей (№ 16/11, стр. 1, 1927 год постройки). Конструктивизм. 

Будут строить апартаменты.

3 этажа (№ 25, стр. 1, начало 20 века, бывший дом работников трамвайного парка). 

Входит в ансамбль зданий Рязанского трамвайного парка, 1910-1911 гг., арх. мастерская гражд. инж. М. Поливанова.

7 этажей (№ 30, 1937 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм.

9 этажей (№ 30а, 2001 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 31/7, стр. 5, 1932 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм.

5-6 этажей (№ 31/7, стр. 6, 1933 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм.

9 этажей (№ 32, 1963 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 36, 1941 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 38, стр. 1, 1928 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм. На 1-м этаже – кафе-бар «Вероника».

Идет стр-во комплекса апартаментов бизнес-класса Loft Factory (№ 26). Высота потолков в лофтах – 5 метров. Прежде это был дом культуры «Автомобилист», выполненный в виде двухэтажного кирпичного здания в стиле конструктивизма 1939 года постройки. В 2015 года это здание было переформатировано в бизнес-центр «Новорязанская, 26».

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности: 

Зверевский центр современного искусства (№ 29, стр. 4).

Здания конца 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Комсомольская» пешком через Комсомольскую площадь и Рязанский проезд и на автобусе № 40 и троллейбусе № 22 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий